Здоровье в вашем доме

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука в словах. Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука Конспект индивидуального занятия автоматизация с в предложениях

Занятие по развитию речи для дошкольников

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [с] в словах»

Севостьянова О.Ю., учитель-логопед МБДОУ платоновский д/с

Тема: «Автоматизация звука [с] в словах» (подготовительная группа) .

Цели:

  1. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного произношения звука [с].
  2. Закрепление навыка правильного произношения звука [с] в словах.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Совершенствование слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, дыхания.

Оборудование: Снежинка, картинки, в названии которых слышится звук [с].

Ход занятия.

1. Объявление темы занятия.

Здравствуй, Илюша! Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [с] в словах. И начнем с разминки.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Покусать язычок», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Загнать мяч в ворота», «Насос».

3. Игра «Повторюшки»(отраженное повторение ребенком слов за логопедом)

Я буду называть слова, а ты повтори их за мной.

Санки, Самолет

Оса, Собака

Салют, Самокат

Сумка, Маска

Стакан, Сапог

4. Игра «Назови ласково».

Давай с тобой превратим наши слова в ласковые.

Санки - саночки

Самолет -

Самокат -

5. «Игра в слова».

Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

СОКОЛ, СИТО, СОСНА, СТАРИК, САРАЙ, СНЕГУРОЧКА.

Назови слова, которые ты запомнил. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

Придумай слова, которые начинаются на звук [с].

Повтори пожалуйста те слова, которые я просила запомнить.

6. Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Ты наверное устал? Давай поиграем с нашими пальчиками. Наша игра называется «Зайцы».

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

Под другой сосной

Скачет зайка другой.

7. Работа с дыханием, согласование существительных с числительными.

Перевернуть картинку с изображением сосульки. Положить на картинку снежинку.

Подуй на снежинку (сдувает) . Возьми картинку. Что нарисовано на ней?

Сосульки.

Посчитай сосульки от 1 до 10.

8. Отработка лексических категорий.

Назови слова - родственники к слову СНЕГ

Снежинка, снеговик, снежный, снежок, снегирь, снегопад.

9. Дидактическая игра «4 лишний».

Перед тобой лежат картинки. Назови их. Какая картинка лишняя? Почему?

ИНДЮК, СОВА, ГУСЬ, ПЕТУХ

СТОЛ, СТУЛ, ПОДНОС, КРОВАТЬ

МАЛИНА, КРЫЖОВНИК, ЗЕМЛЯНИКА, АНАНАС

СОБАКА, ЛИСА, БАРСУК, БЕЛКА

10. Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт».

Назови какое-либо транспортное средство, в названии которого есть звук [с].

Автобус, троллейбус, самолет, самокат, самосвал.

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация [ с ] в слогах, словах

Цель: Автоматизировать правильное и четкое произношение звука [ с ] . Задачи:

    Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению [ с ]

    Закрепить артикуляционную позу для произношения дефектного звука.

    Ввести и закрепить звук [ с ] с в слогах, в коротких словах.

    Развивать интерес к логопедическим занятиям, желание научиться правильно

произносить дефектные звуки.

Оборудование: логопедические зонды, зеркала, вертушки, бабочки на нитках

для выработки воздушной струи, вата, картинный материал по теме занятия, медали, кассы букв и слогов, антисептический раствор.

ТСО: компьютер, электронная доска.

Ход занятия:

Логопед предлагает послушать детям «Весёлую распевку. Лиса.» (распевка сопровождается показом слаидной презентации).

Вы догадались с каким звуком мы будем сегодня работать?

Мы уже работали с этим звуком, вы можете мне сказать, что необходимо выполнять, чтобы научиться правильно произносить звуки?

Дыхательные упражнения.

Для того, чтобы язычок стал «послушным» необходимо выполнять упражнения. Сначала, я предлагаю вам поиграть в игру «Футбол» (логопед кладет небольшой кусочек ваты на стол, делает ворота и объясняет, что вата это мячик его необходимо задуть в ворота, забить гол).

Сделайте губы трубочкой и подуйте вперёд, посмотрите как это делаю я. (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ, языка, направление воздушной струи)

Следующее упражнение называется «Бабочки летают» (на нитке приклеена бабочка из бумаги). Вы должны подуть так, чтобы бабочка полетела вперёд, сохраняйте положение губ и языка (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ и языка, направление воздушной струи).

Следующее упражнение «Вертушка», мы будем заставлять вертушку долго вертеться. Для этого берите воздух носиком и выдыхайте через рот долго, медленно (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует силу и направление воздушной струи).

Можно предложить упражнения на выработку воздушной струи: «Сдуй снежинку», «Чей ветерок сильнее?» и другие.

Молодцы!

Массаж.

Следующее упражнение для щёк. Надуйте щёки, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, выпустите воздух. Надуйте левую щёку, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, переместите воздух в левую щёку и переместите в правую.3-4 раза Выпустите воздух.

Следующее упражнение «Покажи конфету». При помощи языка покажите конфету то за правой щекой, то за левой. 8-10 раз

Молодцы, теперь погладьте свои щечки и похлопайте.

Логопед предлагает учащимся приготовить зеркала.

Артикуляционная гимнастика

Напомните мне какие упражнения мы будем выполнять.

    «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении, потом закрой рот.(под счёт до 10раз). 3-4 раза.

    «Лягушка - Слоник» (сопровождается показом картинки). На счёт «раз», улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На счёт «два» вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка-слоник» 5-6 раз.

    «Месим тесто» (сопровождается показом картинки).

Давай покажем, как месят тесто для блинов и пирогов: улыбнитесь, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА….., пошлёпай язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ…

    «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до 10.

    «Чистим зубки» (сопровождается показом логопеда).

Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, и кончиком языка сильно чисти зубки (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт. 7-8 раз. Теперь почистим за верхними зубами (рот широко открыт). Выполняй медленно под счёт до 8.

    «Киска сердится» (сопровождается показом картинки и показом логопеда).

Давай покажем, как киска сердится и выгибает спинку.

Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до 10.

    Поглаживание и похлопывание щёк .

Закрепление артикуляционной позы.

Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке;

Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута;

Зубки сблизить, но не смыкать;

Тихо подуть: С-С-С-С…..Воздушная струя должна быть холодная.

Закрепление произношения

Длительное произношение С-С-С-С…

Можно предложить ребёнку упражнения: «Песенка насосов», «Движение по дорожкам», «Мячики», «Лесенка» и другие. (ребёнок может помогать себе движениями пальцев рук)

Закрепление произношения в слоговых рядах и словах

Отражённое повторение

СА-СА-СА- медленно и длительно

СЫ-СЫ-СЫ

СУ-СУ-СУ

СО-СО-СО

Развитие внимания и памяти «Запомни и повтори»

СА-СА-СЫ

СЫ-СА-СА

СА-СЫ-СЫ

«Определение места звука в слове»

Сапоги, бусы, коса, сын, нос, квас, сумка, носок…..

«Звуковой анализ слов»

СЫН, САМ, САД

Введение слогов в слова

СА-са-са-сад

Сы-сы-сы-сын

Со-со-со-сок

СА-са-са-коса, оса

Сы-сы-сы-усы, бусы

Со-со-со-колесо, мясо и др.

Физкультминутка, электронная гимнастика для глаз

Работа с картинным материалом

Логопед предлагает взять картинку назвать что изображено, объяснить назначение этого предмета. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных

Если картинка отмечена значком «5», надо сосчитать их до пяти; если картинка отмечена значком *, назвать во множественном числе.

Проговаривание предложений

У Сони сок. Соня пьёт сок. У Сони сумка. В сумке посуда.

Заучивание чистоговорки

СА-СА-СА- в саду оса

СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы.

В заключении занятия логопед хвалит детей и предлагает ещё раз послушать «Весёлую распевку», вручает медали «Я подружилась со звуком с».

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях

Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука "С" в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
закрепить умение определять место звука в слове;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

Логопед: Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…


10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. - Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Цель: автоматизировать звук [с] в середине слова.

Задачи: образовательные:

Продолжать работу по развитию мышц артикуляционного аппарата;

Автоматизировать звук [с] в словах в интервокальной позиции;

Продолжать учить слышать и выделять звук [с] в словах в интервокальной позиции;

Упражнять в отгадывании загадок путем выделения существенных признаков;

Упражнять в образовании существительных родительного падежа единственного и множественного числа посредством игры «чего не стало?»;

коррекционно-развивающие:

Активизировать мыслительную деятельность на основе игры «закончи предложение»;

Развивать зрительное восприятие и конструктивный праксис посредством сбора разрезной картинки;

воспитательные:

Воспитывать усидчивость, любознательность.

Оборудование: игрушка - лиса Алиса, коробочка - посылка; предметные картинки: бусы, весы, лиса, коса, колёса, оса, песок, носы, часы, усы, маски, волосы.

Ход занятия.

1. Сегодня к нам в гости пришла лиса Алиса. Давай покажем ей, какие

упражнения умеет делать твой язычок.

Артикуляционная гимнастика: «трубочка», «улыбочка», «забор», «почистим зубки», «сердитая кошка», «ветерок».

2. А сейчас научим Алису произносить звук [с]. Губы улыбаются, зубы заборчиком, язык упирается за нижние зубы, струя воздуха проходит по середине языка.

3. А теперь Алиса будет называть тебе разные слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [с]:

лиса - коза - писатель - читатель - кусок - лоток - лесок - мазок.

4. Лиса Алиса получила посылку, давай посмотрим, что там. В посылке столько разных картинок! Назови, пожалуйста, что здесь нарисовано (бусы, весы, лиса, коса, колеса, оса, песок, носок, часы, усы, волосы). Где стоит звук [с] во всех этих словах? (В середине слова .)

5. Алиса любит играть в игру «доскажи словечко». Поиграй с ней.

Ко(са ), колеё(са ), пе(сок ), ве(сы ), ко(сы ), бу(сы ), воло(сы ), но(сы ).

6. Алиса загадает тебе загадки. Попробуй их отгадать! (С опорой на картинки.)

День и ночь ходят, а с места не сходят. (Часы .)

Согнута в дугу,

Летом - на лугу,

Зимой - на крюку. (Коса .)

Четыре братца вместе по одной дороге бегут,

А друг друга никак не догонят. (Колёса .)

Рыжая плутовка

Кур ворует ловко. (Лиса .)

7. А теперь Алиса поиграет с тобой в игру «чего не стало?». Посмотри

внимательно на картинки, чего не стало? (Картинки: оса, коса, весы, усы, носы, маски.)

8. Послушай, что тебе расскажет Алиса… (Игра «закончи предложение» с опорой на картинки.)

Вчера меня в нос укусила … (оса ).

В лесу живет хитрая, рыжая… (лиса ).

У Сони красивые длинные … (волосы ).

У дедушки седые … (усы ).

У мамы новые красные … (бусы ).

В песочнице сухой … (песок ).

У машины четыре (колеса ).

10. Посмотри, Алиса принесла тебе две картинки. Одна целая, а вторую кто-то разрезал на кусочки. Собери ее, пожалуйста. (Разрезная картинка «Лисы».)

Молодец! Справился с трудными заданиями, лиса Алиса дарит тебе картинку.

11. Итог занятия. Какие задания выполнял? Какие задания больше всего понравились? Оценка деятельности ребенка на занятии.

Загрузка...