Здоровье в вашем доме

Кто возглавлял верховную распорядительную комиссию. Верховная распорядительная комиссия, Лорис-Меликов. Состав и год создания. Историческое наследие Комиссии

комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, чрезвычайный государственный орган в России в феврале-августе 1880 г. Создана для борьбы с революционным движением. Председатель М. Т. Лорис-Меликов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генералмайор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генераладъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, оберпрокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. ЛорисМеликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования ЛорисМеликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал ЛорисМеликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов. Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал ЛорисМеликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, ЛорисМеликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого ЛорисМеликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел. Пункт второй указа от 6 августа 1880 г. гласил: «III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции...» Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал: «При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после ЛорисМеликова?» Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным , и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.

История

5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом , и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский . Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в Санкт-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.

14 февраля 1880 года последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.

С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды её не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности, особенно из числа учащейся молодежи.

3 апреля 1880 года по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2-х - 3-х месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в министерство внутренних дел . Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий министерства внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия и III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии были закрыты с передачей дел в Департамент государственной полиции , образованный при министерстве внутренних дел. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших её членов в особые совещания.

Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] Колпакиди Александр Иванович

Глава 11 Верховная распорядительная комиссия

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генерал-майор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, обер-прокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. Лорис-Меликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования Лорис-Меликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал Лорис-Меликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов.

Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал Лорис-Меликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, Лорис-Меликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого Лорис-Меликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел.

«III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции...»

Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал:

«При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после Лорис-Меликова?»

Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Из книги XX век танков автора

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Причины ищет комиссия Комиссия по расследованию причин катастрофы была создана на следующий день после гибели «Трешера», 11 апреля. В состав этой комиссии вошли видные подводники, специалисты кораблестроители и бывший командующий подводными силами Атлантического флота

Из книги Германская армия на Западном фронте. Воспоминания начальника Генерального штаба. 1939-1945 автора Вестфаль Зигфрид

Комиссия по перемирию 22 июня 1940 года в Компьенском лесу Кейтель и генерал французской армии Хюнцигер подписали договор о мире. Через два дня в Риме было заключено перемирие между Францией и Италией. Французы чувствовали, что подписание последнего особенно унизительно.

Из книги «Спасите наши души!» [Неизвестные страницы истории советского ВМФ] автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

Закупочная комиссия С началом Первой мировой войны перед военным ведомством России встала острая проблема - снабжение армии автотранспортом. Дело в том, что к августу 1914 года в Русской Армии имелось всего 711 автомобилей (418 грузовых, 239 легковых и 34 специальных -

Из книги Неизвестные страницы истории советского флота автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе Уже на следующий день после гибели К-8 в Вашингтоне представитель Пентагона провел пресс-конференцию с представителями американских средств массовой информации. Ошарашив собравшихся, он заявил: «В конце прошлой недели в

Из книги Призыв на военную службу [Пособие для призывника и его представителя] автора Чаплыгин Аркадий Алексеевич

Из книги Устройство вооруженных сил Республики автора Самуйлов В. И.

Особая Центральная Комиссия В составе Председателя, членов по одному: от Всеросс. Главного Штаба, от Управления по ремонтированию армии от Военно-Ветеринарного Управления, от Народных Комиссариатов- Продовольствия, Внутренних дел и Земледелия.На названную Комиссию

Из книги Переписка И. Сталина с У. Черчиллем и К. Эттли (июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.) автора Власова Е.

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР: д-р эконом. наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), чл. – корр. Ак. наук СССР В. М. ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. Н. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), доц. Г. А. БЕЛОВ, чл. – корр. Ак. наук СССР Е. М.

Из книги ОГПУ против РОВС. Тайная война в Париже. 1924-1939 гг. автора Гаспарян Армен Сумбатович

ГЛАВА 2. Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко В 5 часов 15 минут утра 23 сентября два полицейских инспектора произвели

Из книги Атомный проект. История сверхоружия автора Первушин Антон Иванович

Атомная комиссия В декабре 1919 года в Петроградском университете состоялось открытие годичного собрания научных работников недавно созданного Государственного оптического института. После сообщения ученого секретаря о проделанной работе на кафедру поднялся директор

Из книги Танковые войны XX века автора Больных Александр Геннадьевич

Урановая комиссия Научный обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Уильям Лоуренс внимательно следил за достижениями в области ядерных исследований. В конце апреля 1940 года он узнал от Петера Дебая, который тогда посетил США, что большая часть сотрудников Физического

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА Завершилась Вторая мировая война, и теперь генералы (и маршалы тоже) могли спокойно перевести дух, оглядеться и решить, что следует делать дальше. Собственно, такой вопрос перед ними не стоял, они умели и любили только одно и,

Из книги У истоков русской контрразведки. Сборник документов и материалов автора Батюшин Николай Степанович

верховная распорядительная комиссия
Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале - августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.

История

Учреждёна в Санкт-Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 года (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России. Комиссия состояла из главного начальника, генерал-адъютанта графа Михаила Лорис-Меликова, и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Членами комиссии состояли: член Государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адъютант князь А. К. Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, тайные советники М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков; свиты Его Императорского Величества генерал-майоры П. А. Черевин и М. И. Батьянов и действительный статский советник С. С. Перфильев. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным. Заведующим делами комиссии был А. М. Кузминский.

5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом, и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский. Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в Санкт-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.

14 февраля 1880 года последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.

С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды её не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности, особенно из числа учащейся молодежи.

3 апреля 1880 года по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2-х - 3-х месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в министерство внутренних дел. Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий министерства внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия и III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии были закрыты с передачей дел в Департамент государственной полиции, образованный при министерстве внутренних дел. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших её членов в особые совещания.

Ссылки

  • Указ Александра II Сенату о комиссии по охранению государственного порядка. 12.02.1880. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».
  • Верховная распорядительная комиссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Верховная распорядительная комиссия // Большая советская энциклопедия: / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/86754

верховная распорядительная комиссия

Журнал заседания верховной распорядительной комиссии

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии Генерал-Адьютант, Генерал от Кавалерии Граф М.Т.Лорис-Меликов .

Член Государственного Совета, Тайный Советник К.П.Победоносцев .

Генерал-Адьютант, Генерал-Лейтенант Князь А.К. Имеретинский.

Статс-Секретарь, Тайный Советник М.С. Каханов.

Тайный Советник М.Е. Ковалевский.

Тайный Советник И.И. Шамшин.

Тайный Советник П.А. Марков.

Свиты Его Величества Генерал-Майор П.А.Черевин.

Свиты Его Величества Генерал-Майор М.И. Батьянов.

Действительный Статский Советник С.С. Перфильев.

Заседание началось в 8 1/2 часов вечера,

кончилось в 11 1/2 часов вечера.

I. По открытии заседания был прочтен журнал предыдущего и по одобрении подписан присутствовавшими.

II. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии заявил, что он по предварительном соглашении с Министром Юстиции имел счастье всеподданнейше докладывать Его Императорскому Величеству предположения о согласовании ныне существующего порядка направления оконченных дознаний по делам о государственных преступлениях и противузаконных сообществах с Высочайшими указаниями 12 февраля и 3 марта 1880 года, а также Высочайшим повелением 26 февраля 1880 года, о порядке испрошения Высочайших разрешений по делам об ограждении государственного порядка и общественного спокойствия. Государь Император, в 22-й день сего марта, Высочайше повелеть соизволил, чтобы все оконченные дознания по вышеупомянутым делам, в обыкновенном порядке, поступали от прокуроров Судебных Палат или губернских прокуроров, с их заключениями, к Министру Юстиции, в С.-Петербурге и С.-Петербургском военном округе без предварительного рассмотрения Главным Начальником Верховной Распорядительной Комиссии, если по сему предмету не последует особого со стороны Главного Начальника распоряжения, а в прочих местностях, на кои распространяется действие Высочайших указов 5 апреля и 20 июля 1879 г., по предварительном рассмотрении Генерал-Губернаторами на точном основании Высочайших повелений 27 апреля и 20 июня 1879 года с тем: 1) чтобы по делам, по коим до сего времени всеподданнейшие доклады представлялись Главным Начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, отзывы Министра Юстиции были сообщаемы непосредственно Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии, для испрошения Высочайших повелений через III Отделение, и 2) чтобы по делам, по коим Министр Юстиции, на основании ст. 1045 Уст. Угол. Суд. (изд. 1876 г.), сносился до всеподданнейшего доклада с Шефом Жандармов, сношение было делаемо непосредственно с Главным Начальником Верховной Распорядительной Комиссии, для испрошения, по получении от него отзыва, Высочайших повелений всеподданнейшими докладами Министра Юстиции, в присутствии Главного Начальника Комиссии. При этом Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов заявил, что в тех случаях, когда по возникающим в С.-Петербург и С.-Петербургском военном округе делам, Его Сиятельством признано будет необходимым, на основании Высочайшего указа 5 апреля 1879 г., направить дело к рассмотрению суда военного, соответствующие указания относительно направления дел будут делаемы или во время самого производства дознаний, или по окончании оных особым, по каждому отдельному делу, распоряжением о представлении оконченного дознания прокурором Судебной Палаты или губернскими прокурорами непосредственно Его Сиятельству. В заключение Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов сообщил: 1) что Государю Императору благоугодно было повелеть, чтобы вышеозначенное Высочайшее повеление ни в коем виде не было опубликовано во всеобщее сведение, как заключающее в себе лишь временное изменение распорядка в движении дел, для ускорения их производства, и 2) что об изложенном Высочайшем повелении им сообщено уже Министру Юстиции к исполнению. Комиссия постановила: принять к сведению.

III. Доложена составленная по распоряжению Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии записка об организации розыскной части в С.-Петербурге по делам политическим. Сущность излагаемых в записке мер заключается в сосредоточении розыскных действий, возложенных ныне на два самостоятельных учреждения: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и Секретное Отделение при Управлении С.-Петербургского Градоначальника, в одном установлении. С этою целью из ведения III Отделения выделяется секретное наблюдение по С.-Петербургу и передается в ведение С.-Петербургского Градоначальника с присоединением, в добавок к имеющимся ныне средствам Секретного Отделения Градоначальства, по 61.000 р. в год из сумм III Отделения. При устанавливаемом преобразовании, Секретное Отделение, оставаясь подчиненным Градоначальнику, получает характер постоянного учреждения, ответственного за исполнение возлагаемых на него обязанностей. В видах же согласования между собою деятельности названного Отделения, с одной стороны, и III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии - с другой, устанавливается следующий порядок взаимных между ними отношений: 1) III Отделение сообщает Градоначальнику все те свои сведения, которые могут вызвать или облегчить наблюдательные розыскные действия по городу; 2) Градоначальник, в свою очередь, сообщает III Отделению немедленно о всяком обыске и результатах его, а также о всякой передаче Жандармскому Управлению результатов розыскных действий, вызывающих приступ к политическому дознанию, и 3) относительно розысков в С.-Петербурге, начинаемых по требованиям исходящим не от Градоначальства столицы, вчинающие ведомства (III Отделение, Генерал-Губернаторы и Губернаторы) обращаются к С.-Петербургскому Градоначальнику, который и принимает на себя необходимые по этой части сношения.

Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии заявил, что в виду ожидаемой пользы от скорого сосредоточения в одних руках розыскных действий им сделано уже распоряжение о безотлагательной передаче упомянутой выше суммы (61 тысячи р.) из III Отделения в распоряжение Градоначальника и о немедленном приведении в исполнение изложенных в записке предположений. Вместе с тем Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов объяснил, что принятая им мера, имеет целью достижение признанного Верховною Комиссиею безусловно необходимым объединения деятельности различных учреждений, ведающих ныне розыск по государственным преступлениям, в видах возможно большего обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия. Комиссия, признавая вышеприведенное распоряжение Главного Начальника вполне целесообразным и долженствующим принести существенную пользу, постановила принять сделанное ей сообщение к сведению.

IV. Тайный Советник Марков доложил Верховной Распорядительной Комиссии об исполнении поручения, возложенного Комиссиею на него, Тайного Советника Маркова вместе с Сенатором Шамшиным и Свиты Его Величества Генерал-Майором Батьяновым. Во исполнение сего поручения составлены четыре ведомости: 1) арестантским делам о государственных преступлениях, производящихся в С.-Петербурге на основании закона 19 мая 1871 г.; 2) таким же делам, производящимся в С.-Петербурге по правилам 1 сентября 1878 г.; 3) список лиц, содержащихся в столичных местах заключения по обвинениям в государственных преступлениях и числящихся за Секретным Отделением Канцелярии С.-Петербургского Градоначальника, и 4) список лиц, содержащихся в С.-Петербурге по обвинениям политического характера, о которых здесь не производится дел ни по закону 19 мая 1871 г., ни по правилам 1 сентября 1878 г. Означенные ведомости и списки составлены на основании письменных данных и материалов, сообщенных Канцеляриею Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии, а также сведений, собранных в Канцелярии С.-Петербургского Градоначальника и С.-Петербургском Губернском Жандармском Управлении и, наконец, путем обозрения самих мест заключения. Комиссии были доложены выработанные Сенатором Шамшиным, Тайным Советником Марковым и Генерал-Майором Батьяновым предположения о мерах, которые могут содействовать скорейшему рассмотрению некоторых дел, обративших на себя внимание медленностью их производства, а также о направлении к законному порядку дел, получивших ненадлежащее движение. Комиссия одобрила эти предположения. Вместе с тем усматривая, что собранные сведения о делах, производящихся в С.-Петербурге на основании правил 1 сентября 1878 г., обнаруживают неоднократно повторяющиеся случаи неправильного применения сих правил, сопряженного с лишением свободы заподозренных в политической неблагонадежности, без достаточных к тому оснований, и принимая в соображение, что подобные случаи, помимо личного материального и нравственного вреда, причиняемого лицам, неправильно арестованным, имеют весьма вредные последствия для государственного порядка, ибо колеблют доверие к действиям Правительства, создают недовольных, вызывают раздражение умов и тем самым затрудняют для Правительства борьбу с преступною пропагандою, - Комиссия признала необходимым принять меры к применению на практике правил 1 сентября 1878 г. с особою осмотрительностью не иначе, как по соображении всех обстоятельств, вызывающих подозрение о чьей либо политической неблагонадежности и под личною ответственностью подлежащих должностных лиц за явно неосновательное лишение свободы.

Независимо от сего, Комиссиею обращено внимание на то, что самые обыски производятся нередко без должной осмотрительности, не приводя ни к каким практическим результатам; между тем как подобные случаи равным образом вредят делу государственного порядка и общественного спокойствия. Признавая необходимым преподать должностным лицам, на коих возлагается производство обысков, общие руководящие по сему предмету правила, а также иметь постоянное наблюдение за местами заключения в отношении к лицам, арестуемым по обвинениям в политической неблагонадежности или в совершении государственного преступления, - Комиссия постановила предоставить благоусмотрению Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии: 1) указание С.- Петербургскому Градоначальнику руководящих правил для подведомственных ему чинов, относительно производства обысков, и 2) обязать места заключения в С. - Петербурге ежемесячно доставлять в Комиссию подробные сведения о лицах, содержащихся в оных по политическим обвинениям, возложив проверку сих сведений на членов Комиссии.

V. Статс-Секретарь Каханов обратил внимание Комиссии на отношения Главного Тюремного Управления к местам заключения, в коих содержатся обвиняемые по государственным преступлениям. Мценская и Вышневолоцкая тюрьмы означенному Управлению не подведомы, а С.-Петербургский Дом Предварительного Заключения, хотя и находится в ведении Тюремного Управления, на в тоже время подчинен и С.-Петербургскому Градоначальнику, от которого зависит определение и увольнение служащих при Доме лиц. Указав на неудобства такого раздвоения власти, Статс-Секретарь Каханов представил на благоусмотрение Комиссии, не будет ли признано полезным пригласить, в одно из ближайших заседаний Комиссии, Начальника Главного Тюремного Управления для совместного обсуждения: представляет ли существующий в указанном отношении порядок достаточное ручательство в сохранении желательного единства распоряжений по содержанию государственных преступников. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии выразил намерение войти по этому делу в предварительные объяснения с Министром Внутренних Дел и о результатах совещания сообщить Комиссии. Комиссия постановила: суждения по настоящему вопросу отложить.

VI. Доложена ведомость о числе лиц, состоящих под надзором полиции, составленная по сведениям, доставленным из III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Из этой ведомости видно, что по 1 января 1880 г. во всех губерниях, областях и градоначальствах Империи состояло под надзором полиции: по делам политическим 6,790, по прочим 24,362, всего 31,152 челов. По поводу выраженного некоторыми из членов Комиссии сомнения в достоверности приведенных цифр, Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии заявил, что Министерством Внутренних Дел составляются поименные списки всех поднадзорных лиц и по мере изготовления таковые будут доставляемы в Комиссию. Комиссия постановила: принять к сведению.

VII. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии, указав на существующее ныне разнообразие оснований по высылке административным порядком и на проистекающие от сего неудобства, выразил убеждение о необходимости установления, по возможности, однообразных начал по этому важному предмету, при чем Тайный Советник Марков заявил, что в 1870 г. при Министерстве Внутренних Дел учреждена была особая Комиссия по возбуждаемому ныне вопросу, труды которой могли бы послужить материалом при дальнейшей его разработке. Комиссия постановила: предварительно обсуждения вопроса об основаниях административной высылки, подвергнуть оный подробной разработке. Главный Начальник Комиссии, одобрив это предположение, предложил пригласить члена Комиссии Сенатора Ковалевского1 принять этот труд на себя, на что Тайный Советник Ковалевский изъявил полное согласие.

VIII. Доложена составленная по распоряжению Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии записка о положении лиц, состоящих под надзором полиции. Сущность изложенных в записке соображений заключается в том, что многие из числа подвергшихся полицейскому надзору по обвинению в политической неблагонадежности, а равно принадлежавших к учащейся молодежи, вынужденных, вследствие высылки, прервать образование, в настоящее время сознали уже свои заблуждения и даже заслужили одобрительную аттестацию подлежащего начальства. В виду сего надлежало бы подвергнуть списки таких лиц тщательному пересмотру с целью освободить лиц исправившихся в поведении и нравственности или вовсе от полицейского надзора, или с некоторыми ограничениями. Такой пересмотр и оценку поднадзорных следовало бы возложить на Губернаторов и Градоначальников, с тем, чтобы они в течении 2 или 3 месяцев представили подробные сведения и свое заключение о возможных, для лиц поднадзорных, облегчениях. По получении этих сведений, а равно заключений Генерал-Губернаторов, списки могли бы быть подвергнуты особому пересмотру Верховною Распорядительною Комиссиею, причем, если надобность укажет, на членов ее может быть возложена фактическая поверка на месте доставленных сведений и самих поднадзорных лиц; разрешение же затем отдельных случаев предоставляется соглашению Главного Начальника с Министром Внутренних Дел.2 Комиссия, вполне одобряя изложенные предположения, постановила: предоставить Главному Начальнику ее испросить Высочайшее соизволение на приведение оных в исполнение.

IX. Доложен Высочайше одобренный циркуляр Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии Временным генерал-губернаторам Харьковскому и Одесскому и генерал-губерна-торам в Москве, Киеве и Варшаве, от 26 марта за N 212, - о замене смертной казни для обвиненных в государственных преступлениях не иначе, как с Высочайшего соизволения. Постановлено: принять к сведению. Затем заседание было закрыто. Подлинный за подписью присутствовавших.

ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1.
Д. 37. Лл. 13-16.

Примечания:

1 Ковалевский Михаил Евграфович (1829-1884) - сенатор, с 1881 г. - член Государственного Совета.

2 Министром внутренних дел с 1878 по 1880 г. был Лев Саввич Маков (1830-1883).

Загрузка...