Здоровье в вашем доме

Консультации на таро тота. Повешенный

Лон Майло Дюкетт.

Дух Могучих Вод
Стихийный аркан Воды
Первоначальная композиция: фигура повешенного или распятого человека. На виселице в форме буквы Далет подвешен за одну ногу красивый юноша. Вторая нога его скрещена с той, на которой он висит. Руки, сцепленные за головой, образуют треугольник, направленный вершиной вверх, и этот треугольник лучится светом.
Губы юноши решительно сжаты .
Еврейская буква: Мем (вода).
Путь Древа Жизни: 23-й, соединяющий Гебуру (Суровость) с Ход (Великолепием)
Цвета: насыщенный синий; цвет морской волны; насыщенный оливково-зеленый; белый, испещренный пурпурным.

«Да не коснется тебя вода, по которой ты странствуешь!
Сойдя же на сушу, насади Виноградник и возрадуйся без стыда!»

«В конце концов вся эта колода обрушится нам на голову, как Алисе в Зазеркалье. Спокойной ночи» . - Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, осень 1939 г.

«Я давно предвижу, что наши труды закончатся как “Алиса в Стране Чудес”, но там, если вы помните, именно это помогло ей пробудиться и увидеть красоту жизни» . - Из письма Алистера Кроули Фриде Харрис от 19 декабря 1939 г.

Перефразируя то, что я сказал об Иерофанте, Ату XII - это вам не Повешенный эона Осириса. Равно как и не Повешенный эона Исиды. В «Книге Тота» Кроули из кожи вон лезет, пытаясь объяснить, почему это так. Не поймите меня превратно: за выражением «пытаясь объяснить» вовсе не кроется неуважение к его усилиям, и уж, разумеется, я не хочу сказать, что сам сумел бы объяснить лучше. Просто для меня очевидно, что прежде чем засесть за комментарий к этой карте, Кроули проглотил добрую пригоршню пилюль под кодовым названием «а-вот-сейчас-я-постараюсь-разъяснить-самую-главную-тайну-жизни-и-всех-мистерий-Высшей-Магии-а-заодно-и-Вселенной-в-целом».

И, следует признать, попытка оказалась неплоха. В нескольких абзацах даже даются немаловажные указания по поводу глубочайших тайн сексуальной алхимии и магии, безусловно заслуживающие дальнейшего изучения и осмысления для тех, кто интересуется этой темой. Должно быть, Кроули рискнул зайти так далеко ввиду своего убеждения, что Повешенный в его историческом и традиционном понимании устарел и в колоде Таро нового эона ему в этом смысле делать нечего. Фактически, он призывает нас относиться к этой карте как к тягостному наследию эона Осириса и даже доходит до нелестного сравнения ее с аппендиксом:

«Карта эта прекрасна некой странной, древней и уже уходящей в прошлое красотой. Это карта Умирающего Бога, и в современной колоде она - не более чем кенотаф» .

Кенотаф - это надгробие или памятник, воздвигнутый в честь человека, чье тело на самом деле захоронено где-то в другом месте. Но так или иначе, далее Кроули дает превосходную интерпретацию Повешенного эона Гора, основные пункты которой я попытаюсь здесь воспроизвести (хотя волшебных пилюль АВСЯПРСГТЖИВМВМАЗИВВЦ у меня нету).

Во-первых, обратите внимание, что руки и ноги нашего распятого героя образуют треугольник, увенчанный крестом. Кроули поясняет, что эта фигура - «символ света, нисходящего во тьму и несущего ей искупление» . Это не что иное, как космическая жертва, созидающая, хранящая и разрушающая вселенную. Наше представление о том, какое участие мы принимаем в этом грандиозном жертвоприношении, развивалось и преображалось в ходе эонов. В эоне Исиды жертвоприношение означало что-то одно, в эоне Осириса - что-то другое; теперь же, в наступившем эоне Гора, оно означает, как мы вскоре увидим, нечто третье.

Эон Исиды Кроули соотносит со стихией Воды. В ту эпоху бытовало всеобщее убеждение, что женщина - это единственный источник человеческой жизни. Женщина приносила жертву на алтаре собственного тела, и Повешенный был нерожденным ребенком в водах ее чрева, перевернувшимся вниз головой, чтобы выйти на свет.

Эон Осириса соотносится со стихией Воздуха, дружественной как Воде, так и Огню. Поэтому в эоне Осириса жертва понималась как самопожертвование. То была эпоха умирающего бога, когда стать спасителем мог только тот, кто сперва пройдет через воду (крещение и т.п.), а затем пожертвует собственным телом, позволив истязать его, убить, а затем подвесить или пригвоздить к древу в качестве выкупа за жизнь своего народа. Пару тысячелетий тому назад подобный акт самоотверженности стал большим шагом вперед в области духовного воспитания человечества. Фактически, в эоне Осириса он превратился в высшую формулу адептата - формулу INRI/IAO.

Эон Гора соотносится со стихией Огня (символы которой - еврейская буква Шин и Ату XX, Эон). Вода Повешенного и огонь нового эона совсем не в ладах друг с другом. В этом эоне, предупреждает Кроули, «идея самопожертвования ошибочна по сути» . Акт жертвенного самоубийства не просто устарел - он теперь откровенно вреден:

«…теперь, под началом Огненного владыки нынешнего Эона, стихия Воды - в ее проявлениях ниже Бездны - со всей определенностью враждебна господствующей стихии эпохи, если только речь не идет об истинных противоположностях - о тех, что примиряются в браке» .

Брак, о котором здесь идет речь, - это «растворение себя в Возлюбленном» . На карте символом его служит анх - союз Розы и Креста, мужского и женского начал. Это экстаз любви, растворяющий всякое чувство обособленности. Этот «брак» - и есть наивысшая жертва, что и пытались объяснить нам мистики и святые всех времен и народов.

В Таро Тота Повешенный по-прежнему символизирует нисхождение света во тьму ради искупления последней, но за слово «искупление» уже не подразумевает идею некоего долга, который должен быть уплачен. В эоне Гора искупление - это благородная обязанность просветленных нести просветление непросветленным.

Обратите внимание, как искусно леди Харрис объединяет средствами проективной геометрии эту карту с другими «водными» картами. Попробуйте совместить верхними сторонами Повешенного и Верховную Жрицу, а также Повешенного и Королеву Кубков. Помимо этого, интерес представляют стилизованные енохианские скрижали на фоне карты, а также тонкая работа с зеленым цветом, привносящим влияние Венеры.

В колоде Таро не все карты положительные. Некоторые арканы давно обрели дурную славу. Это касается Повешенного. Однако не все так плохо, но предполагаемые испытания будут не самыми простыми для кверента. Классический сюжет этого аркана - столб в виде буквы т и прибитый к нему мужчина, который висит вверх ногами. В некоторых колодах карту называют Предатель или Жертва.

Основной сюжет

В классической колоде Райдера-Уйэта на карте Повешенный нарисован юноша. Он привязан к столбу вверх ногами. На нем красные штаны - этот цвет является олицетворением энергии, активности, движения и страсти. Красный часто считается воплощением мужской энергии.

Цвет указывает на собственное «Я», эгоцентризм.

Но есть важная деталь: нога персонажа связана, она крепко удерживается веревками. То есть мужчина находится в бездействии. Его связанное положение и красный цвет штанов говорят о том, что человеку нужно отказаться от своих принципов, умозаключений, положений и мыслей. Он должен переосмыслить свою жизнь. В ранних толкованиях аркана можно найти совет «Посмотрите на жизнь под другим углом».

Рубашка мужчины окрашена в голубой цвет. Это воплощение чувства справедливости, морали, истины, эмоции. В отличие от связанной ноги, руки юноши свободны. В Таро это толкуют как переходной этап от эгоцентризма к объективности и справедливости. Если он откажется от своей прежней жизни (точнее от их убеждений) то у него появится новый взгляд на происходящее и все предстанет в новом свете.

Свободные руки могут указывать на то, что человек может освободиться, но не хочет этого делать по разным причинам. То есть его пребывание в такой позе добровольное. Персонаж понимает важность такого этапа для дальнейшего преображения.

В некоторых колодах, например, «Белых кошек» у мужчины порваны штаны. Это отсылка к неудачному опыту в прошлом.

Лицо юноши не несет печали или злости. Скорее он заинтересован и активен. Вокруг его головы ореол света. Это буквально сияние, просвещение. Персонаж осознает что он испытывает радость и готов ради нее терпеть любые неудобства.

Столб тоже несет в себе ряд интересных деталей. Нижняя его часть ободрана, на верхней появляются ветки с зелеными листьями. Это воплощение того, что как дерево порой сбрасывает старые листья и выращивает новую кору, так и жизнь человека меняется со временем. Только для этого ему нужно отказаться от прошлого.

Общее значение

Не совсем корректно рассматривать Повешенного как негативную карту. Скорее это ситуация, когда смысл жизненного опыта заключается в том, чтобы понять, как использовать происходящее для своей выгоды. Поэтому кто-то по этому аркану впадает в состояние жертвы и страдает, другой ощутит влияние мистических сил.

Внимание:

Все зависит от изначальной цели расклада.

Например, если кверент задается вопросом достигнет ли он определенной цели, то карта ему отвечает: да, если тот готов принести что-то в жертву. Но стоит учитывать, что вопрошающий риску зависнуть, застыть в каких-то событиях на долгий срок. Он потеряет:

  • возможность распоряжаться ресурсами;
  • время;
  • деньги.

Однако полученная выгода оправдывает такие лишения. Но если вопрос расклада не затрагивает грандиозные планы, а касается сиюминутных развлечений (поездка на выходные и т.п.), то ответ карты отрицательный. Поездка отложится или ее будет невозможно осуществить, на работе не дадут премию. В такой позиции Повешенный сообщает, что не будет продвижения вперед, все останется как есть и ситуацию лучше не трогать.

По карте проходит испытание терпением и смирением.

В некоторых позициях аркан указывает на необходимость чем-то жертвовать ради достижения цели. В определенных случаях карта знаменуют этап перехода, который характеризуется затишьем перед важными событиями. Кверент может испытывать апатию, ступор и т.п.

Иногда человек чувствует себя наказанным за что-то. Некоторые тарологи считают, что Повешенный означает необходимость избавления от иллюзии жизни и обращение к духовной составляющей.

В практическом плане аркан указывает на необходимость учиться чему-то новому.

На личном уровне

Аркан описывает человека, которого привели как барашка на убой. На личном уровне он может испытывать как страх и беспомощность, так и радость, и ощущение счастье. Примерно так ведут себя мученики.

Это карта серьезных внутренних изменений, когда кверент приносит в жертву свои убеждения и эго. С полной самоотдачей он готов ковать себя нового. Это кризис и переходной этап, человек чувствует, что он подвис и зашел в тупик.

В невесомости вопрошающий имеет все возможности для осмысления своей жизни. Он должен провести глубокие перемены в ней. В некоторых источниках Повешенный толкуется как лежачий больной. Известный психолог Юнг описывал такое состояние, как необходимое для раскрытия себя как личности.

Аркан наделяет такими чертами:

  • самопожертвование;
  • щедрость;
  • стремление помочь близким.

Человек хорошо понимает свою цель и знает, как ее достичь. Для других она может быть невыполнима. В негативном ключе карта описывает личность, которая люби болтаться без дела, не имеет никакого смысла жизни. Он чересчур остро воспринимает жизнь, полагая что его обижают и лишают благ.

На более глубоком смысле аркан учит тому, что нельзя получить все сразу. Нужно отказываться от чего-то, что-то приносить в жертву и только тогда возможно достичь нового.

Классический пример карты - это скандинавский бог Один. Ради получения мудрости он прибил себя к Мировому Древу. Так он провисел девять дней. После чего получил руны и мудрость их.

Важное уточнение Повешенного - жертвы даются на добровольной основе. Весь аскетичный образ жизни и отказ от благ идет ради определенной цели. Но к такому решению кверент должен прийти сам.

По аркану проходит идеальное время для всякого рода эзотерических практик.

Сфера работы


Нельзя сказать, что Повешенный несет нечто позитивное в раскладах на рабочие вопросы. В каком-то смысла - работа становится буквально ареной гладиаторских боев. Вопрошающий выступает в роли жертвы, на него сыпется обвинения и упреки, он становится главным виновником любых проблем. Малая толика возможных проявлений:

  • выговоры;
  • сплетни;
  • осуждение со стороны коллектива.

Человеку могут подставить коллеги или начальство. В некоторых раскладах аркан обыгрывается как принесение жертвы для работы. Она может выражаться в потерянных деньгах, здоровье, времени. Например, приходится тратить финансы на праздник либо участвовать в публичных выступлениях, хотя хочется спрятаться ото всех.

Внимание:

Для кверента аркан описывает работу как нелюбимую, не несущую развития. Он не ждет от нее успеха.

Бизнесмену карта советует осваивать новые области, искать новые объекты для вкладывания денег. Он должен искать нестандартные решения и избирать другую тактику. Бизнесмену стоит выслушивать чужую точку зрения и принимать ее.

Все проекты будут остановлены. Возможно не хватит денег или появятся какие-то препятствия. В некоторых случаях указывает карта на поспешность принятого решения.

Для тех, кто ищет работу, карта не обещает ничего хорошего. Все поиски не увенчаются успехом.

В финансовом плане тоже не все гладко. Потребуется оплатить штрафы или иные траты на здоровье. Человеку придется сокращать свои расходы, траты, серьезно ужиматься.

Возможна потеря источника дохода и любые материальные убытки. Необходимость жертвовать ценностями.

Нельзя проводить никакие сделки с недвижимостью.

Значение в любовной сфере и отношениях

Для уже сложившегося союза Повешенный не обещает ничего хорошего. Один из партнеров не может контролировать себя, другого партнера и происходящее между ними. Он чувствует себя в роли жертвы. Его вынуждают:

  • жертвовать желаниями;
  • отказаться от страсти;
  • убрать свободу.

В отличие от друхи арканов, появление Повешенного символизирует необычный кризис. Он не начался, не закончился и не прошел. Он вяло отечет и не собирается как-то изменяться. Однако если союз уже висит на волоске, то карта указывает на его окончание.

Для устоявшихся отношений карта означает апатию или смерть чувств. Партнеры испытывают скуку и беспомощность. Состояние длится долго, его окончание не видно. Некоторые люди думают, что в отношениях их сглазили или навели порчу, секса нет или он становится плохим.

Аркан указывает на партнера, который растянут между двумя сторонами. Страдают от этого все участники. Попытки же осчастливить всех приведут только к проблемам.

Кверент воспринимает ситуацию как замкнутый круг. Он не представляет, как поступить и спасти ситуацию. Поэтому его осознанный выбор - это бездействие. В других ситуациях, достаточно принести жертву и отказаться чего-то. Но в вопросах любви, Повешенный проявляет себя иначе. Все представления вопрошающей становится узкими и ограниченными.

Человек находится между двух огней, он окружен противоречиями. Все это приводит к эмоциональному истощению. В итоге обе стороны теряют свое пламя и гаснут.

Одиноким людям аркан тоже не сулит ничего хорошего. На данном этапе любые поиски не увенчаются успехом. Любые попытки завести роман или познакомиться не принесут ничего хорошего. Карта указывает на то, что в этот период важно обратить внимание на другие сферы жизни. В первую очередь на духовную.

Для некоторых людей поиск партнера становится навязчивой идеей. Однако на личностном уровне он не готов к жертвам. Ведь любое совместное проживание подразумевает отказ или уступки в каких-то вещах.

Карта прямо говорит кверенту, что у человека есть только зацикленность на своих потребностях и эгоизм. С таким багажом не стоит мечтать о союзе.

Для того чтобы появились отношения надо изменить себя.


Перевернутое положение

В обратной позиции карта теряет свое классическое значение. Кверент не сможет воспринимать новое, поэтому ему вряд ли поможет пересмотр своих взглядов. По аркану проходят два традиционных толкования: либо человек полностью погружен в себя, в свой эгоизм либо он чрезмерно угождает другим людям в стремлении им помочь.

Иногда в таком положении карта указывает на погоню за неосуществимой мечтой.

В некоторых источниках встречается такое толкование, как незначительные жертвы. Это когда вопрошающий любит рассказывать, как он страдал и превозмогал, хотя на самом деле не прикладывал никаких усилий.

Иногда аркан указывает на бесполезность жертвы или ее фиктивность. Это все равно что покупать омолаживающие крема, но пренебрегать сменой образа жизни. В итоге результата нет.

В перевернутом положении Повешенный испытывает большое количество эгоизма и трусости. Это карта всяких лживых пророков и учителей. Такие личности любят активно поучать всех как жить, требовать от них следования правилам, но сами они не могут им следовать.

Обещания и сделки будут сорваны. Процесс нарушится. Человек хорошо понимает, что никуда не денется от реальности. Никуда. Ему придется меняться под ее влиянием.

В перевернутой позиции человек стремится отказаться от любых обязательств, прекрасно понимая, что это временная мера и она приведет к провалу.

Карта указывает на то, что человек обманывает себя. Например, он строит жизнь чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям либо преувеличивает свой доход. Или аркан становится индикатором поведения жертвы.

Самое время для того чтобы поставить все с ног на голову и перевернуть свою жизнь. Не стоит тратить время на бесполезные проекты.

Некоторые сочетания


Для точного понимания расклада важно рассматривать не только каждую карту по отдельности, но и их сочетания. Например, при появлении рядом с Повешенным таких арканов как Влюбленные или 3 мечей означает наличие любовного треугольника.

А вот Колесо Фортуны снижает негативное проявление аркана. Сочетание сулит удачу в делах, хорошее ожидание. Если вопрошающий возьмет себя в руки, то все пойдет как по маслу. Наличие по соседству Звезд указывает на то, что они помогут найти выход из положения и осветить дорогу.

Опаснее всего сочетания с Башней. Она сама по себе разрушительный аркан. Поэтому рядом с Повешенным сулит месть, вероятность утопления, рухнувшие планы. В тяжелых случаях приводит к медицинским вмешательствам.

Таро Тота

Таро Тота было создано Алистером Кроули в начале XX века. Каждая карта содержит символы из египетской и кельтской мифологии. Смысл каждого аркана не так просто понять, многие оккультисты трактуют их разными способами.

Повешенного связывают с элементом воды. Мужчина не просто висит, его прибил вверх ногами. Его личная воля сломана, ему некуда двигаться. Нельзя сбежать или спастись, ситуация застыла. В нижней части карты нарисованы змеи мудрости. Но даже они спят и остаются безучастными. Глаза персонажа закрыты и это символизирует его отказ видеть то, что не входит в его концепцию мира. Столб, к которому прибит мужчина, воплощает все его привычки и взгляды. Любые новые импульсы или дела наталкиваются на агрессию или отторжение.

В эзотерике волосы являются символом духовного восприятия, но у персонажа их нет. Его обрили и человек не верит даже своей интуиции, он чувств обреченность.

Но Кроули давал аркану и положительное значение.

Внимание:

Вопрошающий застрял в какой-то ситуации. Он никуда не двигается, остается на месте. Правильное восприятие ситуации позволит начать программу изменений.

Кверенту предстоит встать лицом к лицу со страхом и отпустить ситуацию. Трансформация предполагает освобождение от мусора, нелицеприятных вещей и устаревших привычек.

В отношениях указывает на кризис или болото. Никто не видит выхода из ситуации, но и находится в этой безысходности надоело. Сознание полностью охвачено противоречиями, они мешают. Вопрошающему нужно действовать только так он изменит ситуацию. Либо пришло время менять отношение к ней.

Аркан Повешенный

Соответствия по «Liber 777»:

Буква – мем.

Значение буквы – вода.

Управитель – вода.

Цвета – тёмно-синий и морская зелень.

Египетские боги – Тум, Ахепи, Ауромот, Асар (как повешенный), Исида.

Индийские боги – Сома.

Медитация – вода.

Греческие боги – Посейдон.

Римские боги – Нептун.

Христианские боги – Иисус (как повешенный).

Животные – орёл, змея, скорпион.

Растения – все водные растения, лотос.

Драгоценные камни – берилл, аквамарин.

Магическое оружие – чаша и крест страдания.

Ароматы – ониха, мирра.

Снадобья – касторка, все слабительные средства.

Минеральные вещества – сульфаты.

Магические силы – талисманы, гадания посредством магического кристалла.

Тело человека – пищеварительная система.

Мифические существа – ундины, нимфы, нереиды.

Болезни в случае неправильной работы – простуда.

Воды, по которым путешествуешь, да не промочат тебя,

Выйди же на берег, посади лозу и радуйся без стыда.

Возможные значение при дивинации: «Вынужденная жертва, наказание, потеря, фатальное или добровольное страдание, поражение, неудача, смерть».

Несчастный юноша с плотно закрытыми глазами, словно без лица, повешен за левую ногу на свернувшуюся в три с половиной кольца змею. Его руки и правая нога прибиты к зеленым сферам, прямо под юношей – воды, в которых обитает ядовитая змея. В верхней части карты изображено солнце странного бело-желто-зеленого цвета, больших размеров. По изображению ясно, что это мертвое солнце, которое не способно ни согревать, ни освещать.

«Это мир опасных вод. Это горькая вода мем, которая станет сладкой» . Слова одной из Святых книг Телемы глубоко передают символизм Повешенного. В мифологии воды часто являются источником опасности и соблазна. В водах морей обитали сирены, в водах озер и прудов – русалки и водяные, грозящие затащить неосторожного странника в свои владения, под воду. А как не вспомнить образ заколдованной царевны, похищенной в подводное царство и повторяющей одну только фразу: «Что воля, что неволя – все одно»?

Почему вода так опасна? Почему из четырех стихий Кроули особенно предупреждал об опасности этой, если она не компонент алхимического брака? Ведь вода также символизирует материнское начало, эмоции, чувства, воды жизни и искупления. Где же опасность? Здесь необходимо разобраться внимательно.

Но стоит нам вспомнить мифы, как оказывается, что практически везде первое испытание, которое должен пройти герой, - это разрыв со своим домом и, прежде всего, с матерью. Этот разрыв часто сопряжен рядом сложностей, а порой он и вовсе не происходит. Матери делают все, чтобы помешать сыновьям уйти. Мать Парсифаля нарядила своего сына в шутовские одежды и дала ему ряд нелепых советов, чтобы он не стал рыцарем; когда Одиссей пришел за Ахиллом, он был одет в женские одежды и пел женские песни. Кстати, мать Ахилла Фетида, получив доступ к водам бессмертия, бессознательно оставила сына уязвимым: она держала Ахилла за пятку, которая оказалась не затронута водами жизни. Думаю, словосочетание «ахиллесова пята» знакомо всем без исключения.

Вот тут-то начинает проясняться символизм Повешенного. Ахилл, коего мать держит за пятку, Повешенный, который подвешен именно за пятку, Ра, которого змея, созданная из слюны Исиды, укусила в пятку, чтобы он сказал ей тайное слово взамен на исцеление. Параллель опять же очевидно, ведь Повешенный висит именно на змее. Нетрудно догадаться, что в этом символическом ряду мы имеем дело с одним архетипическим паттерном, и, немного подумав, мы обнаруживаем очевидное решение – змея, в других арканах символизирующая страсть, красоту и познание, здесь представляет психологическую пуповину, ту особую энергетическую связь с матерью, которую необходимо разрушить любой ценой. А если еще и вспомнить работу Юнга, где он упоминал о страдающем сильным материнским комплексом пациенте, которому снилось, что его кусает змея за пятку, то все становится окончательно ясно.

Змея – образ очень многосторонний. Это и символ женственности (на востоке говорят женщине: «Вы прекрасны, как змея»), это и фаллос, проникающий в норы земли, это и беспокойный меркурианский дух, это и змей гнозиса, дарующий познание. Но в аркане Повешенный эти значения отсутствуют: змей, на который повешен юноша, - это ядовитый гад, несущий забвение, бессознательность и смерть.

Повешенный находится в состоянии между детством и зрелостью. Он уже не ребенок, но еще не взрослый, и всеми возможными силами он цепляется за свое желание остаться в детстве. Он – всего лишь сын своей матери, плотно прикованный к ней, и если он останется в этом состоянии, наступит «мертвый день». Ниже я приведу обширную цитату из Эриха Нойманна, чтобы читатель мог оценить масштабы проблемы.

Ужасная Мать уничтожает небесную часть, которая и делает его героем. Тогда он остается во тьме, в плену. Он не только оказывается прочно приросшим к скалам подземного мира, как Тесей, или прикованным к утесу, как Прометей, или пригвожденным к кресту, как Христос, но мир остается без героя, и, как говорит в своей драме Эрнст Барлах, рождается "мертвый день".

Основная тема произведения - материнское сопротивление росту и развитию сына. Он всегда жил с ней, но теперь грозится уйти. Эта мифическая мать зачала своего сына от бога солнца, который уходя, сказал, что вернется, когда мальчик станет мужчиной, и посмотрит, как хорошо она воспитала его. Затем мы встречаемся со слепым персонализованным отцом, мужем нашей Великой Матери: Он понимает, что сын является героем, сыном бога, и с помощью духа семьи своей жены пытается сделать так, чтобы судьба героя и ее неизбежность стали очевидными и для нее, и для мальчика. Этот семейный дух видит только божественный взор сына, Дух говорит сыну "Ходят слухи, что в доме твоей матери есть взрослый ребенок", - и добавляет: "Мужчины рождаются от мужчин". Но мать заставляет его замолчать. Слова "достаточно матери, слишком мало отца" и "мужчина родня отцу, а кормилица, что говорит ему об отце, дает ему больше пищи, чем мать, которая молчит" так же ненавистны ей, как и заявление мужа о том, что их сын - герой. Тогда слепой, земной отец говорит: "Возможно, он так же прочно прикован к миру, как птенец, вылупившийся из яйца. Своим взором он живет в другом мире, который нуждается в нем", - и: "Сыновья богов - не маменькины сынки". На это мать отвечает: "Мой сын не герой, мне не нужен сын герой", - и кричит: "То, что хорошо для мира, для матери - смерть!" Но сыну приснилось, что ему явился его отец как "мужчина с солнцем вместо головы", и в этом сне он скакал на солнечном коне будущего, полученном от отца. Этого коня зовут "Херзорн", у него "ветер во чреве", он "затмевает солнце". Он уже стоит в конюшне и радует сердце мальчика. Невидимый конфликт сосредотачивается вокруг наличия или отсутствия этого коня.

Затем слепой отец пытается объяснить сыну мир. Он говорит ему об образах будущего, которые могут и должны выйти из ночи, и что герой должен пробудить их ото сна, чтобы мир стал лучше. Он говорит об истине, о солнце, "что было, есть и будет", пытаясь воспитать сына, хотя тот не является его собственным. Но на все это мать бесстрастно отвечает: "Будущее сына - это прошлое матери", - и: "Герой сначала должен похоронить свою мать". Сын начинает понимать, что: "наверное, наша жизнь - также и жизнь богов", - но мать не дает ему права на собственное будущее, боясь, что сын, повзрослев, уйдет от нее. Однажды ночью она тайно убивает солнечного коня и этим убийством разрушает будущее как своего сына, так и мира. Теперь приходит "мертвый день" или как с осознаваемой иронией говорит мать: "Просто маленький мальчик, рождённый ночью, новорожденное создание без света или сознания». В отчаянии сын кричит: "Но никто же не может быть кем-то еще, больше никто не может быть тем, кем являюсь я – никто, кроме меня!" Но мать дает ему пощечину и говорит, что он должен оставаться сыном своей матери и не должен иметь Эго. Мать убила его коня и таким образом кастрировала своего сына. Наступил мертвый день, день без солнца. (Э.Нойманн «Происхождение и развитие сознания»).

Тот, кто отказывается идти по пути индивидуации, желая остаться в детстве, предает себя и мир и становится черным братом, творцом мертвого дня, узурпатором сознания. Не случайно в древности предателей вешали за одну ногу вниз головой, а в самой первой колоде таро Висконти Сфордса Повешенный символизирует именно предателя.

В современном кинематографе есть очень хороший пример архетипа. Это Сайфер из популярного фильма «Матрица». Обретя сознание через мужскую инициацию Морфеуса, он познает иллюзорность мира, в котором он жил, открывая реальный мир борьбы и познания. Однако он хочет только одного – забыть свои знания и вернуться в мир матрицы (матрица, майя, мать, море), к заветному покою и неведению. Ради этой цели он предает всю команду, и в итоге погибает от своего же предательства.

Кстати, в одной из работ – «Психология и алхимия», Юнг напрямую соотносил аркан Повешенный с состоянием невротической фиксации пациентов. Глаза на картине Повешенного закрыты, и это указывает на желание отказа от сознания, на предательство логоса. Его девиз – «не вижу, не слышу, не говорю», ибо больше всего на свете он хочет быть послушным ребенком своей матери.

Символом отказа от сознания и стремления назад является эдипов комплекс, так поверхностно истолковываемый большинством психоаналитических школ. В реальности влечение к инцесту есть лишь метафора глубинного стремления к отказу от сознания и индивидуальности. Карл Юнг утверждает, что «в первооснове кровосмесительных вожделений лежит не влечение к половому акту, а своеобразное стремление стать дитятей, возвратиться под родительскую защиту, вновь очутиться в материнской утробе». В этом отношении Кроули удивительно солидарен с Юнгом.

«Изначально злое в человеке стремится возвратиться в лоно матери, и хитрость, придуманная Сэтом, есть не что иное, как кровосмесительное желание возвращения назад». Это утверждение Юнга почти цитирует Кроули относительно власти вод и двенадцатого аркана «Повешенный»: « Но вода – элемент Иллюзии; можно считать этот символ злым наследием старого Зона. Если прибегнуть к анатомической аналогии, то это духовный аппендицит. Именно вода и Обитатели Воды убили Осириса; крокодилы угрожали Хур-Па-Краату. В этой карте есть какая-то странная, незапамятная, отжившая красота» (Алистер Кроули «Книга Тота»). В этих двух утверждениях людей, не имевших на малейшего понятия об исследованиях друг друга, перекликается не только общая идея. Они оба обращаются к образности египетской мифологии.

Символизм жертвы Юнг рассматривает в 12-той главе своей книги «Символы трансформации», и эта глава называется «Жертва». В книге Кроули «Магия в теории и на практике» 12 глава посвящена символам магического жертвоприношения, а 12 аркан Повешенный является архетипом жертвы во всей его красе.

Глава «Жертва» стала для Юнга личным жертвоприношением отношений с Фрейдом, а неправильно понятая слова Кроули, что «для высшей духовной работы всегда следует выбирать жертву, обладающую величайшей и чистейшей силой. Наиболее подходящим объектом в этом случае является невинный ребенок мужского пола», стали причиной преследований и глобального непонимания большинства его идей. Жертвоприношение ребенка – это принесение в жертву жертвы, отказ от инфантильного видения мира и привязанности к матери, взросление, и только профан способен понимать идею жертвоприношения буквально.

Еще одним свойством пути мем является неприятие сексуальности и установка на целомудрие и аскетизм. Юнг объясняет это очень просто: «Невротик отказывается от полноценного эротического переживания, чтобы иметь возможность оставаться ребенком». Если заменить слово «невротик» «повешенным», все становится предельно понятно. В своих комментариях Кроули дает четкие указания, что именно должно быть принесено в жертву: «Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости само­пожертвования, от этого бедствия целомудрия; веру должна убить уверенность, целомудрие должно погибнуть от экстаза». Целомудрие называется бедствием и опять же связывается с инфантильной установкой. Однако жертвоприношением ребенка является не всякий сексуальный акт (невротик тоже может иметь сексуальный опыт, окрашенный отвращением и чувством вины), но зрелая сексуальность. Практики сексуальной магии, где сексуальное соитие – осознанное священнодействие (аркан Вожделение), являются превосходной формой жертвоприношения ребенка.

Еще одним невротическим свойством Повешенного является особая экзальтация страданием. Конечно же, любой рост так или иначе связан с определенным дискомфортом и даже мучениями, однако муки Повешенного – совсем иного рода, нежели необходимое страдание, которое есть болезнь роста. Здесь страдание оказывается особым образом любимо. Происходит экзальтация страданием, любование его красотой и умиление. Литературная аналогия просится сама собой: Достоевский и практически все его персонажи – мученики безответные, как цветы. Речь идёт о «печальном смирении меланхоличного любовника великой матери», как определял это состояние Эрих Нойманн, или о «печальной отжившей красоте старого эона», как это называл Кроули. Пафос страдания, демонстративное раздирание рубашки и параллельно с этим ощущение своей избранности – основное эмоциональное содержание этого аркана. В настоящее время этот архетип наиболее полно выражает Александр Непомнящий, в песнях которого полный набор «повешенных неврозов».

Как это ни печально признавать, но Россия в особенности находится под влиянием архетипа Повешенного. Идеал общины, растворения в массе, романтизация любых форм публичного мученичества, восприятие индивидуальности как греха – увы, это в очень большой степени свойственно русской ментальности. Кто берет на себя задачу индивидуации в России – плывет против ветра. Ниже я приведу превосходную иллюстрацию этой псевдодуховности мем, взятую из романа Дмитрия Мережковского:

Не влюблены ли мы в маминьку, как Алёша в свою богородицу?

- Маминька! Голубица моя! Возьми меня к себе! – стонет как томная горлица краснокожий штабс-капитан Гагин.

- Малюточка моя, – утешает маминька, - жалею и люблю тебя, как только мать может любить своё дитятко. Да будет из наших сердец едино сердце Иисуса Христа!

А генерал майор Головин, водивший некогда фангорийцев в убийственный огонь багратионовых флешей, теперь у маминькиных ног – лев, укрощенный голубкой.

Старая, больная, изнурённая, более на мертвеца похожая, - а я понимаю, что в неё влюбиться можно. Страшно и сладостно сие утончённое кровосмешение духовное: детки, влюблённые в маминьку. Только дай волю и затоскуешь о желтеньких глазках, как пьяница о рюмке». (Дмитрий Мережковский «Александр первый», стр. 302, Собр. соч. огонёк 1990г.)

Этот образ тесно связан с символикой восемнадцатого аркана – Луна, который в отличие от Жрицы, Вожделения и Звезды, представляет самое губительное, что есть в женской природе.

К сожалению, большинство называющих себя эзотериками находятся под властью этого архетипа, и вышепроцитированный текст вызовет у них не беспокойство, а умиление. Я УТВЕРЖДАЮ, ЧТО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОККУЛЬТИЗМА ЗАДАЧА НОМЕР ОДИН – ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЭТОГО СТЕРЕОТИПА, И УЧЕНИЕ КРОУЛИ – ОДНО ИЗ НЕМНОГИХ, КОТОРОЕ НЕ ПОДВЕРЖЕНО ЕГО ВЛАСТИ.

В финале этой главы я хотел бы привести несколько снов, первый из которых иллюстрирует власть пути мем, а второй – преодоление этой власти. Первый сон принадлежит женщине, которую я когда-то анализировал. Она увидела себя идущей по заводу. Внезапно прорывает трубы, вода набирается по колено и полностью забрызгивает её одежду. Женщина испытывает горечь и тоску по этому поводу и начинает искать кого-нибудь рядом, чтобы пожаловаться на свою тяжелую долю.

Женщина эта – типичный невротик по типу Повешенный. Она не имела полноценной сексуальной жизни и была идентифицирована с материнской функцией настолько, что сначала муж, а потом и сын сбежали от неё, дабы спасти свою идентичность. Сон превосходно иллюстрирует все вышесказанное: желание играть роль жертвы, скорее пожаловаться кому-нибудь, оказывается единым с мотивом затопления.

Следующий сон принадлежит человеку, который напротив, всю жизнь сопротивлялся архетипу жертвы:

«Я, моя мать, красивая девушка лет 18 и её мать находимся на берегу моря. Внезапно мы с девушкой начинаем целоваться, что вызывает недовольство и даже беспокойство моей матери. Потом я отхожу от неё и взбираюсь на лестничный пролёт выше. Внезапно из моря поднимается огромная волна и поглощает мать и дочь. Я собираюсь прыгать в воды, дабы вытащить девушку, моя мать пытается мне воспрепятствовать, опасаясь, что я могу погибнуть. Но, наплевав на ее уговоры, я прыгаю в воду, хватаю девушку за руку, а она в свою очередь вытаскивает свою мать. Моя мать весьма недовольна таким геройством, ибо я рискую жизнью, и гневно кричит, но этот крик еще больше убеждает меня в своей правоте. Ярость придаёт мне сил, и я легко выдёргиваю свою спутницу с матерью из воды, и следующая волна нас уже не догоняет».

В этом сне мы видим, что архетипическая материнская власть (воды моря) и власть материнского комплекса как реального человека действуют в согласии, и гнев матери на сексуальную активность (взросление, уход из дома) тут же вызывает волны на море.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРКАН

Слегка Пугающий. Итак, что сие Значит.
Мужик висит на одной ноге, а вторая прибита гвоздем к Зеленому Кругу. И руки прибиты. Об чем речь? Чего Это может Означать по-нашему, по-бразильски.
Зеленый Круг очевидно Символ Жизни. То есть Материальной Жизни. Обычной нашей жизни. То есть работы и заботы. Наш Земной Путь. И мы все к нему Прибиты. Не видеть этого, значит Не видеть Ничего.

Как это говорил Христос «глазами не видят и ушами не слышат». Это все про нас, про обычных людей. Но Повешенный не таков. Он не обычный человек. Точнее, его Состояние Необычно. Руки и одна нога Распяты, а другая нет.
Помните пословицу

ОДНОЙ НОГОЙ В МОГИЛЕ

Или другую, более оптимистическую

СТОЯТЬ ДВУМЯ НОГАМИ НА ЗЕМЛЕ

Об чем речь, дорогие друзья…О том, что наш Повешенный стоит на земле только Одной Ногой. И вторая нога его отнюдь не в могиле. Отнюдь…Она прицеплена Змеей к символу Жизни Анху. Одному из самых Древних на земле.
Египетский Символ Воскресения. Поразмыслим об этом. Карты Таро Кроули переполнены Символизмом. Итак, Змея – Символ Знания. Правда, как нам всем известно, Змеи Ядовиты. Так же, как и Знания. Те, которые рассчитывают вкусив Знания стать Счастливыми наивны.

ВО МНОГАЯ ЗНАНИЯ МНОГАЯ ПЕЧАЛИ

Но другого то пути нету. Нету у нас другого пути. Или Полное Погружение в Материю или Поиски Выхода. И он существует этот Выход. Выход в Мир Духа и Знаний. В Бессмертие. Очень простой и доступный. На голову Корону из Змеи, то есть книги вам в руки, ну, а ногу сунуть в Свернутую Змею.
А что же такое Свернутая Змея.

КТО ДОГАДАЛСЯ?

Правильно, мальчик. Иди сюда, тетя даст тебе леденец.
Свернутая Змея эта та самая Кундалини, о которой не пишет токмо ленивый. Значитца так. В одну руку книгу по Религии, в Другую по Йоге. Я лично посоветую Данченко и Мирчу Элиаде для начала. И Даосскую Алхимию. Но помните,

ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК…

Так что не спешите с этой самой йогой.

ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО НЕМЦУ СМЕРТЬ

Так что советую начать с тайджи, цигуна и наших русских «волнований».
И главное помните

ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО

Из личного опыта могу сказать, что этот Аркан дался мне тяжело. Очень тяжело. Две недели перед ним я лучилась энергией и по мне ходили волны. То есть Башня, Дьявол и Смерть прошли на ура. Как и Луна. А тут, как выжатый лимон. Безо всяких внешних причин. И сны. Полные символизма. Один, будто вижу свою ногу-ступню, а между пальцев гвозди. Присмотрелась, а это ножи. Один лезвием вниз, а два других – вверх.
Другой мучительный о Жертве. Как прояснил один психоаналитик, похоже я влезла в Родовые программы. Раздумывала о своей бабушке, что девчонкой пережила Революцию. Ту самую, День 7 ноября - Красный День Календаря. Она мне рассказывала, как добрые русские мужички спьяну собирались барынь пожечь вместе с ихним домишком, поменьше нынешних дачек новых русских. Барышень, которые задарма учили их детей и поили чаем. С пряниками и баранками.

ОДНИМ ПИРОГИ И ПЫШКИ

А ДРУГИМ СИНЯКИ ДА ШИШКИ

Дорогие читатели “Хроники Таро”, рад приветствовать Вас на страничке новой рубрики посвященной “Таро Тота”.
В этом году исполнился ровно 71 год с момента первого двухцветного издания этой поистине интереснейшей эгрегориальной колоды,породившей целую плеяду колод основанных на ее символьном базисе. За эти годы “Таро Тота” не только не потеряло своей актуальности, но наоборот приобрело массу последователей этой символической системы по всему миру. Ее тиражи растут и все больше людей увлекает таинственный и загадочный мир созданный величайшим оккультистом XX столетия Алистером Кроули и талантливой художницей Фридой Харрис.
Данная колонка будет полезна тарологам, которые начинают изучать Таро Тота и хотят, чтобы эта колода стала верным помошником в их повседневной практике.
Основная задача рубрики дать читателю не столько теоретические знания, сколько познакомить его с мантическим аспекты работы с данной колодой и дать ему те знания, которые он впоследствии сможет применить в своей повседневной работе.

С Уважением,
таролог Даниэль Кортэс(D.E.D.I.)

ПОВЕШЕННЫЙ

XII Аркан “Повешенный” (или “The Hanged Man” как он называется в англоязычном издании этой колоды), о котором пойдет речь сегодня в Таро Тота предстает перед нами в образе молодого человека с обритой головой и с очень плотно закрытыми глазами и ртом, подвешенным за левую ногу на свернувшуюся кольцами змею и Анх одновременно. Руки человека, а так же его правая нога прибиты гвоздями к зеленым сферам,так же за головой человека мы так же наблюдаем сферу, внизу под висящим телом мы можем наблюдать воды, в которых обитает ядовитый змей.Руки человека пригвожденные к сферам образуют треугольник, а его ноги переплетаясь образуют крест.
Сзади фигуры мы видим сине-бело-желтую обрешетку в виде изображение скрижалей Енохианской Магии.
Наверху карты мы можем наблюдать солнце бело-зеленого цвета.

Чтобы лучше понять Давайте рассмотрим каждый ее элемент в отдельности, чтобы лучше понять что таит в себе XII Аркан, или как принято называть их в телемитской традиции-Ату.

СИМВОЛ:Голова обритая наголо.

Издревле волосы считались символом силы, могущества, достаточно вспомнить библейскую историю Самсона (Книга Судей 13:24–16:31) чья необычайная сила и мощь были не разделимо связаны с его волосами.
В традиции ультра-ортодоксальных течений иудаизма по сей день практикуется бритье головы и ношение парика женщинами вступающими в брак, как символ их зависимости и покорности мужу.
В христианстве мы так же можем наблюдать обряды связанные с острижением волос (крещение, пострижение в монахи, рукоположение в сан).
В Аркане “Повешенный” бритая наголо голова молодого мужчины так же говорит нам о подчинении, но в данном случае это подчинение не носит характер сознательного акта, скорее эта покорность продиктована обстоятельствами - наш герой обездвижен и все его желания обрести свободу, бежать обречены на провал.
Его плотно закрытые глаза и рот также говорят нам о его покорности, подчинению той ситуации в которой он оказался “здесь и сейчас”.

СИМВОЛ: Змея и Анх

Наш герой подвешен за левую ногу за петлей египетского Анха. Его ногу оплетает змей.
Анх в данном случае следует рассматривать как отсылку к древнему символу Розы и Креста, символу союза мужского и женского начал, символу брака.
Но о каком “браке” в этом аркане может идти речь? При первом рассмотрении это утверждение кажется абсурдным, но только на первый взгляд. На самом деле именно здесь и скрыта важная тайна этого Аркана, то, что отличает его от арканов “Повешенный” многих других колод.
Нам известно что практически во всех “до-кроулианских” колодах одной из ключевых интерпретаций Аркана “Повешенный” была - жертвенность, самопожертвование.
И хоть Кроули и говорит в своей “Книге Тота” (The Book of Thoth), что «идея самопожертвования ошибочна по сути», он все же не до конца отказывается от идеи жертвы, наделяя ее новым значением.
“Брак” по Кроули, о котором я говорил выше и есть та самая жертва. Формула Розы и Креста это соединение мужского и женского начал обозначено в этом Аркане Анхом и змеей цвета Венеры.

СИМВОЛ: Треугольник образуемый руками и крест над ним

Мы видим что руки мужчины на карте разведены в стороны.Сферы к которым пригвождены его руки, а так же сфера за его головой образуют равносторонний треугольник.
Этот треугольник увенчан крестом, который образуется перекрещиванием ног повешенного.
Фигура символизирует нисхождение света во тьму ради ее искупления.

СИМВОЛ: Солнце

Солнце которое мы наблюдаем на данном аркане совершенно необычно.
Его лучи имеют бело-зеленый цвет.
Однако здесь, в сочетании с белым, который дает символическую отсылку к сефире כתר Кетер (ивр.-”корона”) зеленый цвет нам говорит о Милости.

ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ОБЩИЕ: Пассивность, бессилие, тупиковая ситуация, кризис, остановка, жертва, нужда, переворот системы ценностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ: невезение, отсутствие успеха, безработица, бесперспективные проекты.
ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Не возможность оформления отношений, кризис существующих отношений, дилемма, замкнутый круг, невозможность расторжения отношений с партнером, измена, одиночество. Также может указывать на уже существующую беременность.
При вопросе о зачатии Аркан часто говорит о невозможности такового, или бесплодии одного из партнеров.
При вопросе о будущем ребенка может предвещать т.н.”внутриутробные” заболевания т.е.полученные в чреве матери, а также травмы плода полученные во время родов.
ЗДОРОВЬЕ: депрессии и нервные расстройства, подавленное состояние, апатия, болезни внутренних органов, желудка, кишечника.
Часто говорит о болезнях связанных с затруднением передвижения, в особых случаях может показать паралич.
ДЕНЬГИ: бедность, сильная материальная зависимость.
УЧЕБА: может означать учащегося или студента. При раскладе на обучение может указывать на удачное поступление.

До новых встреч на страницах “Хроники Таро”,
Ваш Даниэль Кортэс

Загрузка...