Здоровье в вашем доме

На чем основывается легитимность власти. Что такое легитимность простыми словами. Что такое традиционная легитимность

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять . Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам . Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

В политической сфере общества одним из краеугольных понятий является “власть”. Если вы не разобрались с легитимностью власти, то сдать егэ, не говоря уже об олимпиадах, вообще не получится. Однако это не такое простое для понимания понятие. И сейчас мы наведем порядок в вашей голове, которая, наверное, уже пухнет от кирпичей никому не нужных пособий.

Понятие

Понятие легитимности власти восходит к термину взаимодействие. Ведь именно в ходе взаимодействия одних групп людей с другими, или в ходе взаимодействия политического лидера и группы может появиться подчинение одних другим.

Легитимность — соответствие политической власти ценностям общества, когда общество поддерживает эту политическую власть.

Грубо говоря — это поддержка власти со стороны народа. Любое принуждение нуждается в легитимности, поскольку без нее ей никто подчиняться не будет. Были ли в истории случаи, когда действующая власть была законна, но не легитимна? Да, таких случаев была масса.

Например, режим царя Николая Второго, которого некоторые политические деятели склонны романтизировать и героизировать. Этот царь изначально сказал, что все надежды на какие-то изменения беспочвенны, и он будет придерживаться той линии, которая была выбрана его отцом — Александром Третьим.

Собственно, вследствие такой позиции страна была доведена этим Николаем Вторым до (!) трех революций (Первой русской 1905 — 1907 годов, и Октябрьской 1917). А почему были революции? Потому что народ уже перестал поддерживать царя. Власть его стала не легитимной, не поддерживаемой народом.

Для того, чтобы усвоить вам это понятие, приведите еще три примера, когда власть уже перестала быть легитимной.

Для полноты картины надо также привести примеры легитимности власти, когда она пользовалась поддержкой народа. К этим примерам можно отнести государства, в которых за последние сто-двести лет не было серьезных социальных и политических потрясений именно внутри страны. Наверное, это Швейцария или Бельгия. Также Советский союз в послевоенные годы, когда он достиг одного из пиков своего существования. Хотя, конечно, спорить можно, как можно и найти факты как за, так и против.

Кризис легитимности

Такой кризис возникает тогда, когда легитимность теряет свои свойства. К таковым можно отнести:

Разобщение ценностей политической элиты и большинства общества , когда эта разница становится очень существенной и очень ощутимой. Например, сегодня часть политической элиты России направила свои силы только на свое собственное обогащение, вследствие чего в стране просто дикий уровень коррупции. То есть частные интересы этой части элиты иногда ставятся государством выше интересов общества. Отчего и возникает недоверие к власти, и как следствие падение ее легитимности в глазах общественности.

Растет пропасть между богатыми и бедными , то есть усиливается социальное неравенство. Думаю, примеры вы и сами сможете привести.

Ограничиваются права и свободы граждан. В России это происходит на каждом шагу. Тут важно понять, что это справедливо и для некоторых зарубежных стран. Например в Лондоне огромное количество камер наблюдения — около 2 миллионов. Сам по себе этот признак ни о чем не говорит, а вот в системе с другими говорит о многом. В частности, в нашей стране, наряду вышеназванными признаками, в последние годы наблюдается существенное ограничение прав и свобод. Достаточно посмотреть на отказы в проведении общественных мероприятий разным общественным организациям, запрет на митинги, неспособность государственной власти создать условия для безопасной жизни в стране. Думаю, вы сами знаете и понимаете такие моменты.

Неспособность власть регулировать экономику. Что выражается прежде всего в падении реального уровня жизни граждан. В России этот признак особенно бросается в глаза — прожиточный минимум около 10 тысяч рублей, а минимальная зарплата (МРОТ) 7500 р. на сентябрь 2017 года.

Типы легитимности

Итак власть должна опираться на народ, общество, а степень легитимности является показателем доверия общества к власти. Однако на что же власть может опираться, чтобы вызвать это доверие. Знаменитый немецкий политик и ученый Макс Вебер выделил всего четыре типа легитимности, или, как он их называл, господства.

  • Первый тип — это легальность, или законность. Законность не самой власти, а то, что она сама подчиняется закону. И людей через это принуждает подчиняться закону. В этом случае закон — это такое общее правило, которое всем указывает, что можно делать, а что нет.
  • Второй тип — традиция, когда власть опирается на традиции. Не нами, как говориться установлено, не нам и менять. Такой тип легитимности, или господства был характерен для большинства царей царской России. При этом надо различать здоровый консерватизм и этот тип легитимности. Если в стране все отлично, тогда да, чего-то можно и не менять. Это здоровый консерватизм. В царской России же был охранительный консерватизм, который охранял существующую политическую систему со всеми его недостатками.
  • Третий тип — харизматическое господство, когда власти доверяют из-за какого-то особенного вождя, который умеет производить на людей нужное ему впечатление.

В этой статье мы много не разобрали, да и невозможно охватить все в такой небольшой статье. Зато на наших курсах подготовки мы разбираем эту и другие темы полностью, так что не остается никаких вопросов. А также мы отрабатываем эту тему на специальных заданиях. Приходи к нам на курсы подготовки, и ты точно сдашь ЕГЭ по обществу на реально высокие баллы.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (от лат. legitimus - законный) власти.

Легитимность состоит в естественном, добровольном признании большинством населения страны системы, к которой оно принадлежит, в длительном согласии принять правление и власть данного класса, иерархии и т.д. Легитимность не навязывается, она возникает из однородности политических установок, нравов, традиций, экономической системы, единого духа данного народа.

Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывает ей народ, а не о правовом, формальном закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Следовательно, следует различать понятия «легитимность власти», которое носит оценочный, этический и политический характер, и «легальность власти», имеющее юридический и этически нейтральный характер. Власть может быть легальной, но нелегитимной и наоборот.

Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления, т.к. в обществе, где народ с уважением относится к существующим властным структурам, политическим персоналиям и правилам, требуются минимальные условия для принуждения.

В политической науке выделяется широкий круг источников легитимности. Так, в качестве основных источников легитимности , как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры, что определяет различную интенсивность легитимности.

Легитимность, которая означает положительное отношение, одобрение и поддержку власти со стороны широких слоев населения , обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Признание большинством правомочности правящей элиты, реальная расположенность и комплементарность граждан к существующему режиму, может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления, поэтому властные структуры чрезвычайно заинтересованы в ней.

Легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима, поддерживать определенный порядок отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей формировать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. Большое значение при этом приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства.

Легитимность может формироваться и внешними политическим и центрами - дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государств, в условиях международных конфликтов.



Внутри государства различные политические субъекты могут иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента Беларуси, пользующийся широкой поддержкой внутри страны, осуждается некоторыми субъектами международных отношений. И, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения.

Понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация власти не во всех случаях представляет собой однотипный процесс. М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенности мотивов подчинения.

Традиционнаялегитимность возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, в непоколебимость и священность издавна существующих порядков, традиций. Традиционное господство присуще патриархальным обществам с монархической формой правления, где люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Здесь действует определенный автоматизм политического поведения, авторитет «вечно вчерашнего», освященный историей. В этом случае повинуются потому, что «так было испокон веков». Традиционная легитимность отличается прочностью.

Харизматическая легитимность - это определенная фетишизация человека, являющаяся результатом харизмы – необычного личного дара, благодаря чему личность оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными, специфическими качествами и свойствами, недоступными другим людям. Такой человек рассматривается как избранный богом. Он рассчитывает на искреннее, эмоциональное отношение. Харизматический лидер - всегда в той или иной степени ассоциируется с «отцом», указывающим «детям» единственно верный путь. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру, его непогрешимости.

Харизматическое господство носит ярко выраженный личностный характер, и в этом отношении существенно отличается от традиционной и рационально-легальной власти, основанных, соответственно, на традициях и законе - фактах общественной жизни. Личность носителя харизматического авторитета заслоняет стоящие за его спиной политические институты, функции и позиции в политической организации общества. От традиционной власти харизматическая отличается также своей внеисторичностью. Для законности власти харизматического лидера безразлично, что было раньше. Харизматический авторитет заставляет людей отказаться от прежних стереотипов в восприятии власти, взглянуть на нее по-новому. Однако новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого способствует принятию населением институтов власти. Этот образ наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти.

Харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Во-первых, со смертью харизматического политического лидера все меняется. Во-вторых, данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен - революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы, и люди не могут опереться на бывшие нормы и ценности, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей мобилизовать, повести за собой весь народ, преодолеть общественную инерцию. Харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. В-третьих, носители чисто харизматической формы власти обычно оторваны от обычного хода вещей, воодушевлены идеальным образцом общественного устройства, в осуществлении которого преобладает утопичность, а не внимание к практическим нуждам социально-экономической жизни.

Источником легальной или рационально-правовой легитимности является общепризнанный правовой порядок, действующее законодательство (Конституция). Данный тип основывается на добровольном признании гражданами справедливыми тех юридических норм, которые четко обозначают правила функционирования государства и направлены на регулирование отношений управления и подчинения.

Система власти формируется на основе узаконенной процедуры. Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится на признании разумности, рациональности существующего политического уклада.

Нормативная основа легитимности характерна для политической власти в сложно организованных современных обществах, государствах с демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком необходимости выработки правил общего поведения, следование которым создает возможность для реализации и его собственных целей.

Легитимность власти не ограничивается указанными тремя классическими типами. В политической науке выделяется также идеологический тип легитимности, суть которого состоит в оправдании власти с помощью идеологии. Ее формированию способствуют активные агитационно-пропагандистские мероприятия правящих кругов, проводимые с помощью научно-технических и информационных средств и воздействующие на сознание и подсознание людей методами убеждения и внушения. Благодаря этому у людей складывается искренняя убежденность или вера в правильность провозглашаемых властью идеологем. В образе мыслей и убеждений граждан в отношении государства видится источник повиновения и согласия. Идентификация личных ценностей с ценностными установками власти означает, что властные отправления не встретят сопротивления со стороны общества и будут успешно претворены в жизнь. Идеологический мотив побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним применение негативных санкций.

В целом, для стабильного существования и развития общества действительно необходим консенсус между государством и гражданами. Важно, чтобы общие ценности и идеи овладели умами и сердцами граждан, сплотили их и нашли свое отражение в совместных действиях.

Многие государства в период своего становления, пытаясь получить признание и поддержку населения, прибегают к усилению этнической (националистической) легитимности, когда шанс сделать политическую карьеру, быть рекрутированным в политическую элиту, органы власти выпадает только представителям титульной нации.

Персональная легитимность – признание власти основано на уважении политического лидера за счет трезвой оценки людьми преимуществ данного политика, его опытности, компетентности, принципиальности и т.п. Основа – личный авторитет правителя, складывающийся благодаря профессионально-деловым, нравственным, психологическим качествам.

Прагматическая (технократическая) легитимность, т.е. доверие, приобретаемое посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности.

Следует иметь в виду, что в реальной политической жизни едва ли можно найти какие-то «чистые» типы легитимности. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение и взаимное дополнение различных видов при преобладании одного из них, исходя из конкретной политической действительности, разного рода социокультурных традиций.

Отметим, что добровольно, осознанно и единодушно принятая власть - сравнительно редкий вариант легитимации. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и её легитимация, поиск специальных способов легитимировать власть, оправдать её перед обществом являются предметом особой заботы правящих сил, ведь поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. И именно поэтому важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимации (утраты властью поддержки населения), обострение которых влечет за собой кризис политической системы, который может разрешиться открытыми формами недовольства властью – революцией, государственным переворотом.

Основными причинами делегитимации являются следующие:

o противоречие между господствующими в обществе ценностями и эгоистическими интересами властвующей элиты,

o игнорирование политической системой прогрессивных требований основных групп общества;

o рутинность, невозможность власти адаптироваться к изменяющимся социальным условиям;

o противоречие между заявленными властью целями и социально-политической практикой;

o отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс, наличие не решаемых властью проблем экономического, социального, культурного характера, следствием чего является понижение уровня жизни различных групп населения, рост преступности;

o нарастание бюрократизации и коррумпированности;

o национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении центральной власти;

o возникновение внутри правящей элиты острых идейно-политических противоречий, столкновение разных ветвей власти;

o частое применение силовых методов принуждения, нарушение носителями власти законов;

o предрассудки, стереотипы и традиции, действующие среди населения.

Урегулирование кризиса легитимности должно строиться с учётом конкретных причин снижения поддержки политической системы в целом или ее конкретного компонента, а также источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для демократического государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие:

o поддержание постоянных контактов с населением, которые позволяют получить информацию о состоянии, настроениях, ожиданиях общества;

o проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

o усиление роли правовых методов достижения целей и разрешения конфликтов, а также постоянное обновление законодательства, преодоление правового нигилизма населения, соблюдение правил политической игры участвующими в ней силами;

o баланс ветвей власти, их взаимный контроль и сотрудничество;

o организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;

o продуманное, взвешенное реформирование различных областей общественной жизни, своевременное внесение корректив во внутри- и внешнеполитический курс;

o отказ от шаблонной модели действий, позиции самоуспокоения.

Определяясь по вопросу о доверии власти, следует помнить, что не существует власти совершенной, идеальной. В политике часто приходится делать «выбор между гибельным и малоприятным». В данном случае «малоприятным» будет то, что люди вынуждены мириться с определенными ее недостатками, чтобы избежать «гибельного»: всемогущества, насильственных принудительных мер, собственного бесправия, которые являются результатом страха власти перед народом, потерявшим веру в справедливость власти.

Итак, мы затронули только некоторые аспекты труднейшей проблемы политического знания - проблемы власти, ее природы и функционирования. Но и рассмотренные вопросы дают возможность увидеть: власть – противоречивое, но такое необходимое и незаменимое явление в общественной жизни.

В этом разделе мы подробнее рассмотрим основания функционирования государственной власти. Для того чтобы власть нормально выполняла свои функции, т.е. была дееспособна, она должна быть легитимна. Легитимность государственной власти - основное условие ее эффективности, успешного функционирования. В легитимности отражается отношение граждан к власти.

Итак, Легитимность власти (от лат. legitimus - законный) - такое состояние власти, при котором она признается большинством народа законной и справедливой. Т.е. народ добровольно признает ее право принимать решения, которые впоследствии становятся обязательными для всех членов общества. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной степени схожие. Чем ниже уровень легитимности, признания власти, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Обращу ваше внимание на то, что легитимность следует отличать от легальности власти. Под легальностью понимается правовое закрепление власти как таковой в законодательстве. Однако не всегда легальная власть является легитимной, ведь в истории не мало случаев фальсификации выборов, когда ко власти приходил правитель, реально не обладающий поддержкой народа. Также законно действующая власть может утратить свою легитимность в результате проведения нежелательных реформ и роста недовольства граждан. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.

Естественно что 100% (т.е. идеальной) легитимности не бывает. У любой власти существует оппозиция, даже если она запрещена установленным политическим режимом, она все равно есть. Поэтому действующей власти необходимо постоянно поддерживать свой авторитет, подтверждать свое право на власть, постоянно доказывая, что именно она наилучшим образом осуществляет интересы своих граждан.

Процесс, посредством которого власть получает доверие со стороны населения определяется как легитимация. Легитимация политической власти представляет собой взаимообусловленный процесс, с одной стороны, "самооправдания" и рационального обоснования собственной власти со стороны "управляющих", с другой - "оправдания" и признания этой власти со стороны "управляемых". Сразу возникает вопрос: каким образом протекает этот процесс, или другими словами, как власть приобретает легитимность? Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности в зависимости от ее источников.

1) Традиционная легитимность основана на традициях, на некогда установленный порядок. Выделяют следующие виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); в современном обществе традиционная власть проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.

2) Харизматическая легитимность (с греч. chаrisme - божественная благодать) основана на вере в властителя, вождя. Для этого типа власти характерно приписывание лидеру сверхвыдающиеся личных качеств: мудрость, святость, героизм. Такой властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.

3) Легальная (рациональная) легитимность основана на законности, т.е. власть в этом случае опирается на рациональные законы. Этот тип легитимности получил наибольшее распространение в странах с демократическим режимом, где власть действует в соответствии с конституцией и конкретными правовыми нормами.

Типология легитимности М. Вебера получила широкое распространение, хотя многие ученые выделяют другие типы легитимности, дополняя таким образом данную.

Так, американский политолог Д. Истон выделил:

1) идеологическую легитимность (наиболее эффективный тип легитимности) основывается на вере народа в правильность и ценность той идеологии, которая провозглашается властью;

2) структурную легитимность, основой которой является доверие населения к существующим государственным структурам и установленном нормам режима;

3) персональную легитимность зиждется на веру граждан в компетентность лидера, его способности так использовать власть, чтобы наилучшим образом удовлетворить их интересы.

Французский политолог Ж.Л. Шабо выделяет такие виды легитимности как: 1) демократическую (опирается на воле и желаниях народа);2) технократическую (связанную с умением властвовать); 3) онтологическую (которая основана на соответствии власти универсальным принципам человеческого и социального бытия).

Однако, легитимность власти явление непостоянное, поэтому имеет место упомянуть о факторах поддержания легитимности власти. Итак, для поддержания легитимности власть должна:

1. совершенствовать законодательство в соответствии с новыми требованиями, обуславливаемыми текущими условиями.

2. заботиться о создании такой политической системы власти, легитимность которой основана на традициях населения, и которая, следовательно, более стабильна.

3. успешно осуществлять государственную политику, обеспечивая поддержание законности и правопорядка. Также немаловажными считаются личные харизматические черты политического лидера.

Но бывают случаи, когда названные факторы не работают, в результате легитимность власти ослабляется или вовсе может быть утеряна. В таких случаях имеет место говорить о кризисах легитимности или о делегитимация политической власти.

Причинами кризисов власти могут быть:

1. неспособность органов власть осуществлять должным образом свои властные функции;

2. применения властью нелегитимного насилия;

3. военные конфликты и гражданские войны;

4. разрушение сложившихся традиций и конституционного порядка;

5. неспособность правительства адаптироваться к меняющимся внешним или внутренним условиям.

Помимо факторов делегитимации выделяют еще и источники кризиса, к которым относятся высокий уровень недовольства населения, настроенного на свержение действующего политического режима, свидетельствующие о недоверии властям результаты выборов, референдумов. Эти показатели говорят о "нижней" границе кризиса легитимности, за которой уже начинается распад действующего режима и, возможно, полная смена конституционного порядка. К факторам, определяющим "верхнюю" границу кризиса легитимности, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, относят: функциональную перегруженность государственной системы и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиции, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой ими политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Особенностью кризиса легитимности государственной власти в России, является также утрата национально-государственной идеи, или прекращение выполнения этой идеей своей прямой задачи: осуществлять интеграцию населения, оправдывать существующий политический режим, формулировать консолидирующие цели общества.

В заключение данного пункта хочется сказать, что урегулирование кризисов легитимности должно проходить с учетом конкретных для данного случая причин снижения легитимности. Наиболее общими средствами выхода из ситуации делегитимации политической власти выделяют: повышение эффективности коммуникации власти и общества; использование правовых методов достижения цели; взаимной контроль исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; установление контроля над государством со стороны гражданского общества; становление и укрепление демократических ценностей в обществе.

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть -- легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Усвоение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности -- традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) -- но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соотносятся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность).

Технократическая легитимность

Наряду с традиционными типами легитимности власти (традиционной, харизматической и рационально-правовой) существует и такой тип, как технократическая легитимность.

По той простой причине, что политика имеет дело с интересами и судьбами миллионов людей и цена ошибок в этой сфере нередко принимает форму трагедий целых народов, вопрос об эффективности политики и политиков стоит особо остро. Именно с этим вопросом связана технократическая легитимность, ядро которой составляет требование к власти быть компетентной, быть профессиональной. Следует иметь в виду, что для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что с необходимостью предполагает наличие особых знаний и опыта. Если же это не так, то политика превращается в политиканство, теряет эффективность. Очень образно суть технократической легитимности выражают русские народные пословицы: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Не знаешь броду, не суйся в воду».

В качестве формулы, отражающей соотношение (взаимозависимость) между легитимностью и эффективностью власти, выступает правило: степень легитимности власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Если этой эффективности, что называется «кот наплакал», то изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

Если через эту призму оценить власть в постсоциалистической России, то ей явно не достает профессионализма. Известно, что побежденным и основательно разрушенным во второй мировой войне Германии и Японии, для того, чтобы совершить «экономическое чудо» и возродиться как «птица феникс из пепла», понадобилось каких-нибудь 15-20 лет. Мы же за такой же отрезок времени (если датировать старт рыночных реформ августом 1991 г.) пока что даже не восстановили в полном объеме то, что (по недомыслию или по злому умыслу) основательно разрушили.

Не случайно 26 октября 2006 г. -- на следующий день после общения Президента РФ В. Путина в прямом эфире с народом, в ходе которого ему пришлось «отдуваться» за все «грехи» власть исполнительную имущих -- тогдашний председатель федерального правительства М. Фрадков поставил членам своего кабинета неутешительный диагноз:«коллективная безответственность», связанная с «организационной немощью и недостаточным знанием предмета» . То есть того, чем руководишь и чем управляешь.

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • § традиционную , опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • § харизматическую , которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • § рациональную , проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к этому последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • § технократическую , которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • § онтологическую (онтология -- учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

Наиболее важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на основе законности. Это структурная легитимность (первый вид). Она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Такая легитимность может выступать в двух формах. Во-первых, это традиционная легитимность , которая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в соответствии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, это чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность , т. е. общественное признание передачи власти в соответствии с установленными законами о выборах органов власти.

Однако приобретение правителями полномочий на законной основе ещё не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности. Злоупотребление властью , нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Для этого предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. Например, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, который претендует на доступ к политической власти, вею харизму -- Божественный дар, благодать. Доверие граждан в этом случае имеет эмоциональный характер и основывается на личной симпатии к лидеру. При этом с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности являются идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. В настоящее время появляются новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности -- формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности , т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы для этой цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Загрузка...