Здоровье в вашем доме

История развития этикета кратко. История этикета: основные этапы развития. Глава. Основные виды этикета

Когда в 1793 году королеву Франции Марию Антуанетту вели к гильотине на смертную казнь, она наступила на ногу палачу. Невзирая на драматизм ситуации, она произнесла: «Прошу прощения, это получилось случайно». Даже перед смертью королева выполнила правила приличия и извинилась за допущенную оплошность, как того требовал этикет. Неслучайно считается, что история возникновения этикета - это процесс становления культуры общества в целом и каждого его представителя.

Европейские традиции

Согласно некоторым сведениям, слово «этикет» впервые появилось во Франции, в период правления Людовика XIV, когда на приемах всем гостям вручались «этикетки», где рассказывалось, как следует себя вести. Однако определенные правила поведения как часть общей культуры существовали задолго до этого. Так, например, уже на пирах раннего средневековья (несмотря на то, что столовых приборов и салфеток в привычном понимании еще не было) было важно, кто сидит ближе остальных к хозяину, кого обслуживали первым и так далее.

Индивидуальные столовые приборы появляются в Европе в XV веке, а в XVI становится обязательным использование для еды вилки и ножа, что является началом формирования европейского этикета. Заметное влияние на оформление правил поведения оказывает сложный придворный ритуал, который подчас был настолько запутанным, что потребовалось введение должности церемониймейстера, следившего за выполнением всех предписаний. Так, например, регламентировался список лиц, которые могли присутствовать при одевании монарха, сопровождать его на прогулках и так далее.

С наступлением эпохи Просвещения правила этикета не только повсеместно распространились, но и стали более демократичными, в отличие от придворных церемоний. Многие из них сохранились до настоящего времени. Так, рыцари снимали шлем, находясь в компании друзей - и тем самым демонстрировали доверие и расположение. Впоследствии дворяне стали снимать или приподнимать шляпу в знак приветствия - это правило актуально и сегодня.

Требование этикета, согласно которому младший по положению или возрасту не должен протягивать руку первым, также берет начало в Европе нового времени, когда пожимать руку было принято лишь равному, в то время как вышестоящему - только целовать. Многие правила этикета, сформировавшиеся в Европе, позже легли в основу дипломатического протокола, соблюдение которого обязательно и в настоящее время.

Российские особенности

Распространение этикета в России начинается в эпоху Петра I. До этого привилегированные сословия руководствовались исключительно «Домостроем» - сводом правил, написанным священником Сильвестром в середине XVI века. Они предписывали безоговорочно соблюдать авторитет главы семейства, который должен был строго наказывать детей и жену за провинности и непослушание.

Петр I, стремившийся сделать Россию европейской державой, вводил совсем иные правила, искореняя патриархальные домостроевские порядки. 1717 год - время выхода в свет книги «Юности честное зерцало», в которой излагались основы поведения молодых людей дворянского сословия. Так, например, воспитанный дворянин должен был знать иностранные языки, красиво говорить, относиться к старшим с почтением и так далее.

Особое внимание Петр уделял светской жизни - в частности, организации балов (в начале XVIII века они назывались ассамблеями). Император лично составил регламент их проведения. Так, зимой они начинались в государевом дворце, а заканчивались в доме обер-полицмейстера, а летом проходили в Летнем саду. При этом самая большая комната отводилась для танцев, а соседние помещения оборудовались для игры в шашки, курения трубок. Задача хозяина дома была довольно проста - предоставление помещения и обеспечение напитками.

Европейские традиции в формировании правил поведения усилились в XVIII и XIX веках. Каждому сословию предписывался определенный стиль в одежде, французский язык становится обязательным, как и поклоны, реверансы. Одним из важных этапов в жизни женщины было представление к императорскому двору. Этой чести удостаивались жены статских советников и генералов. Причем расписывалась не только процедура представления, но и женский туалет. Так, платью надлежало быть шелковым, а если церемония проходила вечером - то с короткими рукавами и вырезом.

Многие правила этикета были забыты в советское время, некоторые сохранились, но стали более демократичными. Однако любое взаимодействие между людьми предполагает выполнение определенных условностей, без знания которых невозможно считать себя вежливым и воспитанным человеком.

Дарья Цветкова

ИСТОРИЯ ЭТИКЕТА

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом.

Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.

Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального учения людей красивому поведению. Само “красивое поведение” в это время практически совпало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного обозначалось у древних греков понятием “колокагатия” (греч.“колос” - прекрасный, “агатос” - добрый). Основой колокатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самого противопоставления внешнего и внутреннего (этического и нравственного).

Главное для древних греков было - жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Важнейшими принципами, определяющими их стратегию поведения, были принципы “разумности” и “золотой середины”.

Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 в. в Испании, откуда довольно быстро распределилась по другим западноевропейским странам.

В русский язык понятие “этикет” стало входить в начале 18 в. Правда, еще в эпоху Ивана Грозного появился написанный Сильвестором “Домострой”, своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане в своём поведении и отношении к светской власти, церкви и т.д. Но весь этикет сводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила поведения каждого домочадца. Неограниченная власть главы семьи была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии - боярина, воеводы, царя.

Весьма скромную роль этикет в допетровской России отводил женщине. До Петра I женщина показывалась между мужчинами редко, и то на несколько минут. В бурную эпоху Петра I жизненный уклад русских людей резко изменился. Создавались особые руководства для молодых дворян: в них подробно указывалось, как надлежит вести себя в обществе. Так, в 1717 г. По распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или Наказание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. Эта книга была составлена из многочисленных западноевропейских сводов общегражданского этикета. Соответственно этому при дворе, а затем и вообще при дворянстве, вошли в обиход некоторые элементы западноевропейского, преимущественно английского этикета, особенно в одежде, в воспитании детей.

В отдельные периоды истории царской России злоупотребление этикетом смыкалось с раболепным преклонением перед иностранцами, с презрением к национальным традициям и народным обычаям.

В аристократической Западной Европе строгость придворного этикета приводила подчас к курьёзным ситуациям. Однажды французский король Людовик XIII зашел поговорить о делах к кардиналу Ришелье, когда тот болел и не мог подняться с кровати. Тогда Людовик, чьё королевское достоинство не могло позволить ему разговаривать с лежащим подданным сидя или стоя, лёг с ним. А испанский монарх Филипп III предпочел угореть перед камином, нежели гасить его самому.

Во многих странах придворный этикет был доведён в некоторой своей части до явной нелепости, а иногда превращается в открытую глупость. Ныне забавно читать, например, на какую высоту можно было поднимать женщине подол платья, переступая порог, причём дамы разного ранга имели неодинаковую возможность показать свои ноги.

Особенно сложным был церемониал балов, обедов, приветствия царственной особы. В старых хрониках нередко можно было встретить описание ссор и даже возникновения войны из-за нарушения какого-то мелкого правила этикета.

В XVIII в. потерпела крах наша миссии в Китае в связи с тем, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени таким образом, как этого требовал этикет пекинского двора. В 1804 г. Адам Крузенштерн, доставивший с кораблями российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением поведение голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в наклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки заставить русских наклониться на тот же манер, японцы больше не беспокоили их на сей счет. И опять-таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за, нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

За долгие века каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев так и осталось лишь национальным достоянием. Но некоторые были приняты и другими народами.

Из Скандинавии пришёл принятый ныне во всём мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют гостю.

В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Этот обычай стал теперь лишь преданием.

Снятие головного убора в качестве этикетного жеста распространено главным образом в Европе. Мусульмане, евреи и представители некоторых других народов не обнажали голову в этикетных целях. Это различие издавна признавалось в ряду наиболее примечательных отличительных признаков европейских и восточных народов. Один из распространенных в средневековой Европе сюжетов повествовал о том, как к Ивану Грозному - государю, известному своей жестокостью, явились турецкие послы, которые по своему обычаю не сняли перед ним шапок. Государь решил “укрепить” их обычай и велел им шапки прибить к головам железными гвоздями.

И всё же значительная часть нормального этикета возникла на основе общечеловеческих моральных и эстетических потребностей. Так, умение властвовать собой составляет важнейшую черту этикета. Ведь по мере развития цивилизации этикет превращается в одну из форм обуздания природных инстинктов и страстей человека. Другие распространенные нормы этикета отвечает насущным потребностям в чистоте, опрятности, т.е. в гигиене людей. В этике частично отражается и древние традиционные формы почитания женщины, прародительницы. Почти повсеместно ей дарили цветы, венки, фрукты как символ красоты и плодородия. Обнажать перед женщиной голову, вставать в ее присутствии, уступать ей место и оказывать ей всевозможные знаки внимания - эти правила не были выдуманы в эпоху рыцарства, они проявления древнего культа женщины.

С тех пор, как существуют люди, они стремятся удовлетворить не только свои самые простые потребности - есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Люди стремились удовлетворить их в такой форме, которая считалась красивой и приятной. Человек никогда не довольствовался тем, что одежда только согревает, а какой-либо предмет домашнего обихода лишь для чего-то нужен. Стремление к прекрасному в жизни является насущной потребностью человека. Правила этикета очень конкретны и направлены на регулирование внешней формы общения, они дают рекомендации поведения в заранее оговоренных ситуациях. Правила этикета определяют, как человек общается с другими людьми, каковы его умение вести себя, жесты, способы приветствий, поведение за столом и т.д.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современной мире. Народы каждой страны вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человечеством. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания: чтобы жить и бороться сообща, приходилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять общим, учиться понимать окружающих, их мысли и чувства, предугадывать поступки, уметь общаться с другими людьми. Так возникли простые правила общения, которые, передаваясь из поколения в поколение, формировали нравы.

Наши предки украшали нос кольцом, вставляли в ухо палочку, вытягивали специальным обручем шею на десяток сантиметров или укорачивали стопу – все это было вызвано желанием понравиться, т.е. стремлением делать все по законам красоты. Преобладающая роль в развитии первобытной культуры принадлежала женщине. Мать, проявляя свою любовь к детям, заботу о слабых, уважение к старшим, воспитывала чувство любви, привязанности, заботу у детей, способствовала закреплению в их сознании гуманных человеческих норм поведения.

Однако если простейшие нравственные формы складываются еще на заре человечества, то этикет появляется несколько позже и формируется как свод правил поведения в процессе расслоения общества. Получивший власть и богатство выделяет себя всевозможными украшениями, требует особого, почтительного отношения (тут зарождаются высокомерие и зависть). Он обращается с себе подобными не так, как с теми, кто отличен от него по происхождению и положению (так возникает чванство одних, униженность и раболепие других).

Самые старые из известных сведений об этикете – древнеегипетские – насчитывают около 5 тысяч лет. Необходимые качества «приличного человека» – умеренность, скромность. В «Наставлениях начальника города и визиря Птаххотена» даются наставления молодежи, в которых особо подчеркивается необходимость почитания старших. Важным компонентом культуры и большим достоинством считалось у древних египтян умение есть красиво и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.

Древние греки , превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою – наиболее ценимые формы поведения грека.

«Мера – важнее всего», – говорили и древние римляне . Древний Рим был вопиюще дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.

Еще не зная слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений и европейцы до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Он обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток – это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

В эпоху средневековья особенно выделяется этикет Византии , пышный и канонический, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал власти блеск и величие. Вокруг императорского трона образуются специальные должности для точного соблюдения правил этикета. Законодателем правил этикета в средние века была церковь.

С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появились инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

Чрезвычайно суров был этикет Испании и Англии . Он сковывал человека, словно металлический корсет. Появляются специальные книги и трактаты, поучавшие, чего требует от каждого воспитанного учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необходимую ритуализированную форму общения. Причем требования этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди – церемониймейстеры, знающие все тонкости придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи. Монархи Западной Европы требовали, чтоб посетители, удостоенные аудиенции, становились на колени. Этот малоудобный способ выражения почтения родился в Испании, а позже стал применяться при австрийском дворе. Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла испанская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Видевшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал касаться королевы. Правда, нашлись двое смельчаков, которые спасли королеву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.

Этикет Италии и Франции был много свободнее. И если во времена Средневековья тон задавал испанский этикет, то с ΧVІІ – ΧVІІІ вв. пальма первенства переходит к Франции. Само слово «этикет» употребляется со времен Людовика ΧІV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали имя этикету. Этикет был поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Более того, этикет, строго регламентирующий каждый шаг, каждое действие, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, поэтому долгое время считалось, что этикет – чисто светское, придворное достояние. Жизнь французского двора напоминала театрализованное представление, где поступки могли быть коварными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилось не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении.

Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. В тоже время он представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему правил, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Сложность обучения обусловила необходимоть в специальных пособиях и руководствах. И такие источники появились: трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», написанный испанским священником Педро Альфонсо в 1204 г.; книга, посвященная дворянскому этикету – «Письма к сыну» Ф. Честерфилда.

Просветители ΧVІІІ века рассматривали придворный этикет как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от народа. Поэтому во времена Великой французской революции дворянский этикет бы публично отвергнут как лицемерный, ненатуральный и преувеличенный. Так, например, было отменено почтительное обращение «Вы», было предписано не снимать головного убора при приветствии и др. Но эпоха Директории и воцарения на императорский престол простолюдина Наполеона не только вновь вызвало обращение к великосветскому этикету, но и способствовало его дальнейшему усложнению.

Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, внешне натуральнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету. Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять «Правил приличного поведения». Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина. В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмили Пост. Она – самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США. Сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практический характер: они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карьеру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.

Изменяясь исторически, этикет продолжает нести в себе социально-разграничительный характер. Вместе с тем всегда выделялись и до сих пор остаются существенными и его национальные особенности.

История этикета в России. О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоминается в первых письменных источниках. В «Повести временных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждый – свой нрав...»

В начале ΧІІ века князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором приказывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный».

Первым, кто на Руси стал придавать значение этикету, был боярин Андрей Курбский. Он впервые ввел обращение «Вы», которое широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства. Постепенно «ты» и «Вы» распределили между собой роли как приметы общения между людьми.

В эпоху Ивана ІV появился свод правил поведения для горожан – «Домострой», вполне соответствующий нравам эпохи. Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром, где провозглашалась единоличная власть в семье грозного властелина – отца, хозяина дома, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении. В «Домострое» описывались не только внутренние семейные порядки и решались хозяйственные вопросы, но и содержались правила поведения – как ходить в гости, о чем беседовать.

Жизненный уклад в России резко меняется в эпоху Петра І, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от строго быта, боярских шуб и манер. Введенный им «политес» предписывает, как устраивать ассамблеи, куда должны съезжаться для общения все дворяне, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовать застолье. Такой дворянский этикет своеобразно сочетал в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Для начала ΧVІІІ века было характерно усиленное внедрение западного типа. На русскую почву переносились не только фасоны одежды, но и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием постоянно и настойчиво следил сам Петр І. Влияние западноевропейской, особенно французской, культуры на российский быт и нравы заметно усилилось в эпоху Елизаветы Петровны. Официальной частью русской культуры стал даже французский язык. Старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Дворянский этикет характеризовался пышностью, роскошью, сословной замкнутостью. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов.

В ΧVІІІ – ΧІΧ вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и в прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по-прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но во всех случаях требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.

Вместе с тем этикет часто понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества в конце ΧІΧ века.

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые и пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом по сути правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводится изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности отдельно.

2.3 Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития человечества.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему каждый знает, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности.

Сам термин «этикет» появился настолько давно, что время его рождения определить довольно сложно. Однако если учесть некоторые исторические факты, то можно сделать вывод, что впервые слово «этикет» начали употреблять в обиходе во времена правления Людовика. В процессе королевского приема гостям вручались карточки (этикетки), на которых были написаны правила поведения. Вот от названия таких карточек и произошло слово «этикет».

Самые древние сведения об этикете появились около пяти тысяч лет назад. Самоотверженные греки, воспевающие любовь к Родине и готовые отдать за нее жизнь, поклонялись силе, красоте и разуму. Сдержанность и спокойствие в будни, бесшабашность в праздники и отвага в сражении – эти формы поведения были наиболее ценимы греками.

И хотя Древний Рим принял за основу греческую культуру, в связи со своими общественно-социальными условиями был исключительно дисгармоничен в собственных потребностях, эстетических и нравственных нормах. Естественно, это не могло не отражаться и в этикете: несдержанность в поведении, излишнее проявление чувств, стремление покорять роскошью в празднествах и нарядах.

В средневековую эпоху наиболее ярко выделяется каноничный и пышный этикет Византии, воплотивший в себе культуры Востока и Запада.

На Востоке придворный церемониал создавался еще до возникновения термина «этикет». Возможно, поэтому европейцам до сих пор трудно понять японский кодекс учтивости, создававшийся в условиях многовековых традиций и сложнейшей иерархии сословных расслоений. В Японии этикет обязывает к соблюдению крайней деликатности и призывает заботиться о том, чтобы ни в коем случае не поставить собеседника в неудобное положение. Однако Восток – это не одна лишь Япония. Множество правил того, как необходимо вести себя в обществе, существовало и в Древнем Китае. Более тридцати тысяч церемоний насчитывает древнекитайский этикет.

А как обстояли дела с развитием этикета за океаном? Первый американский президент Джордж Вашингтон в четырнадцать лет составил «Правила приличного поведения» , используя при этом английский перевод книжки французского монаха, выпущенной в 1640 году. Сейчас в Америке функционирует Институт этикета имени Эмилии Пост, которая является наиболее популярным автором книг, освещающих культуру поведения, причем, не только в США.

В России до XVIII века жизнь состоятельных граждан регламентировалась «Домостроем» . Это – свод правил, написанных в эпоху Ивана IV священником Сильвестром. Отец семейства обладал единоличной властью: он решал семейный суд, наказывал лукавую жену, и ребра сыну мог переломать за непослушание.

Петр I стал активным сподвижником европейских манер в российском обществе. Многие из правил, изданных в те времена, и поныне не утеряли актуальности.

Современным этикетом унаследованы традиции и обычаи практически всех народов с древних времен и до настоящих дней. При этом общество каждого государства вносит в этикет свои поправки, отражающие общественный строй страны, специфику ее исторического развития.

Однако не стоит забывать, что правила этикета, в отличие от правил морали, носят условный характер, являясь своеобразным неписаным соглашением о том, что должно считаться в поведении людей общепринятым, а что нет. Каждому культурному человеку необходимо не только знать и придерживаться основных правил этикета, но и понимать важность определенных норм взаимоотношений. Ведь умение вести себя в обществе имеет колоссальное значение: благодаря ему легко устанавливаются контакты, достигается взаимопонимание, создаются хорошие взаимоотношения.

I Период: до н.э. – 17 в.

II Период: 18-19 в.в.

III Период: 20 в и современность.

I Период: до н.Э. – 17 в. Распад римской империи 476 н.Э. -17 век английская буржуазная революция – период Средневековья.

Этикет своим появлением обязан системе церемоний при дворе и проведении международных переговоров, т.е. приему иностранных послов.

На основании археологических раскопок, проведенных в конце прошлого века, удалось установить, например, что первый письменный договор в истории человечества был заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III (территория современной Турции) в 1278 году до н.э. Причем для подтверждения верности документу, выгравированному на серебряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя, сидящим радом с богом ветров, а на другой – королеву рядом с богиней солнца. Рамзес II также выколол серебряную плитку с аналогичными изображениями. Обычай подготавливать два одинаковых (аутеничных) текста договора вошел с той поры в повседневную практику международного общения.

Древние египтяне и другие народы Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, “божественными силами”.

На заре цивилизованной истории человечества для официального общения с другими государствами стали выделяться специальные лица – послы. В древнем египетском документе – “наставления Дуану, сына Ахтои, своему сыну Пиопи” – среди прочего есть такое упоминание: “Посланец, отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов… Когда он уходит, кирпич у него за поясом” – это не что ионе как глиняная клинописная табличка с полномочиями посланца.

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовые отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою – наиболее ценимые формы поведения греков. В Древней Греции покровителем послов считался бог Гермес. Послы носили при себе специальные “жезлы Гермеса”. На верхушку жезла, обвитого лавром, прикреплялись крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья – маневренность и подвижность. Послу давалась инструкции, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам – “дипломах”. Отсюда и вошло в обиход слово “дипломатия”.

Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель , написавший такие работы как «Никомахова этика», «Большая этика».

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В республиканском Древнем Риме церемония отправления послов была не менее торжественной. Обычно они высылались группой (от трех до десяти человек) – целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотой перстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Во время путешествия по морю послов сопровождал почетный эскорт кораблей.

Интересно, что для организации приема иностранных посланников в Риме была создана специальная должность “магистра протокола”. В честь иностранных гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал их на торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальную комиссию. При отъезде производился обмен подарками.

Еще не зная слова “этикет”, придворный церемониал создали и на Востоке. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

В эпоху Средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Он оказал большое влияние на церемониал международного общения. Торжественность и пышность византийского приема иностранных посольств призвана была ослеплять гостей, убеждать их в могуществе империи. Этикет использовался подчас вопреки своему естественному назначению – не для выражения чувств дружбы, а для демонстрации силы и превосходства. Эта тенденция в больльшей или меньшей степени прослеживалась в дальнейшем у всех эксплуататорских государств.

Вот как посланник короля Италии Беренрагия (X век) некий Луитпранд описывает церемонию приема в Византии . Перед троном царя стояло золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Когда Луитпранд, которому по правилам полагалось пасть ниц перед императором, поднял голову, то он, к своему изумлению, увидел, что трон, с сидящем на нем царем, поднялся до потолка и что на царе была уже другая одежда.

Пиры в раннее средневековье длились помногу часов. На них обсуждались дела, разрешались споры, исполнялись песни, происходил обмен ценностями, причем люди одного статуса должны были получить равноценные подарки. На пиру поднимались кубки в честь короля, успешного завершения военных походов, какого-либо именитого гостя и т. д. Совместное застолье считалось в раннем средневековье важным ритуальным актом, устанавливавшим дружеские связи, изгонявшим вражду, приносившим удачу. Поэтому вооруженные конфликты в пиршественном зале карались строже, чем где бы то ни было. Во время пира хозяин восседал на возвышении во главе трапезы, раздавал милости приближенным, вручал подарки, часто подчеркивая пренебрежение к собственному имуществу. Подобная демонстративная щедрость чрезвычайно долго сохранялась в средневековом обществе и определяла многие правила поведения.

Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам; Монтень не пользовался вилкой, признаваясь, что зачастую он ест так быстро, что кусает себя за пальцы.

Основной чертой феодального общества являлась общественная система рыцарства, оказывая огромное влияние на европейский этикет и создавая вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage -вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору и избранной даме сердца. Кодекс рыцарской чести предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступление от которых даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты - все имело определенное символическое значение.

В средние века сфера применения этикета в международном общении расширилась. Все чаще общаются между собой не только дипломатические представители, но коронованные особы, дворяне, купцы, ученые и странствующие студенты. Законодателем правил этикета в начале и середине Средневековья была Церковь, а в позднее Средневековье – королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

Первый известный трактат о поведении “Дисциплина клерикалис”, изданный в 1204 году, был сочинен испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На ее основе позднее выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В их содержании преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы – порядок ведения бесед, приема гостей.

Несмотря на то, что Англию и Францию называют обыкновенно “классическими странами этикета”, в XIV в. они были далеки от этого титула. Грубость нравов, невежество в 15 в. господствовали в этих странах. Кроме того, Европа утопала в междоусобных войнах (Англия с Францией; в Германии внутренняя война гусситов). Название родины этикета по праву носит Италия. Облагораживание нравов итальянского общества датируется 14 в. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет,- всё это стало живо интересовать итальянцев..

Итак, этикет зародился в Италии в период становления абсолютной монархии . Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царствующих особ, для закрепления определенной иерархии взаимоотношений. От соблюдения правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Китае, Древнем Египте, Риме, Золотой орде . Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже войнам. Особенно строго и по наши дни соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

Функция этикета .Социальная функция заключается в разделении общества по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению.

Если верить историческим фактам, слово “этикет” впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: “Государство – это я”. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) а правилами поведения. И от названия карточки пошло слово “этикет”. Этикет при французском дворе XVII века достигла своего апогея при дворе Людовика XIV, где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества.

Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в 14 лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил 110 “Правил приличного поведения”. Вот лишь некоторые из них: “Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях…” Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б.Франклина.

Что касается России, то до XVIII состоятельные граждане жили, руководствуясь “Домостроем”. Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

Загрузка...