Здоровье в вашем доме

Княжнин произведения. Значение княжнин яков борисович в краткой биографической энциклопедии. Комические оперы Княжнина

Княжнин Яков Борисович

К няжнин Яков Борисович - известный драматург (1742 - 1791), сын псковского вице-губернатора. Поступил в гимназию при Академии Наук, выучился языкам: французскому, немецкому и итальянскому. Еще в гимназии читал Метастазия, Расина, Галлера, Геснера и написал оду. Служил в коллегии иностранных дел, затем поступил на военную службу и был адъютантом при дежурных генералах. В 1769 году была поставлена в эрмитажном театре, в присутствии императрицы , первая трагедия Княжнина "Дидона", не сходившая потом с репертуара 40 лет. При постановке "Дидоны" в Москве Княжнин сошелся с и женился на его старшей дочери. Дружба с богачом и кутилой втянула Княжнина в жизнь не по средствам: он потерял все свое состояние и растратил около 6000 рублей казенных денег, за что определением военного суда приговорен к разжалованию. Екатерина II помиловала его и вернула ему капитанский чин. До катастрофы Княжнин написал трагедию "Владимир и Ярополк", комедию "Скупой" и комическую оперу "Несчастие от кареты". Вынужденный катастрофой искать средств к жизни, Княжнин принялся за переводы (Вольтера, Корнеля, Кребильона, идиллий Геснера). В 1781 году Княжнин получил место секретаря по управлению Смольным институтом, конторой о строении садов и домов и воспитательных домов (устав последнего был редактирован Княжниным). Княжниным редактированы все деловые бумаги Бецкого. С 1781 года Княжнин давал уроки русского языка в Сухопутном Шляхетном корпусе. вспоминает о Княжнине как о хорошем преподавателе. В 1783 году Княжнин избран в члены Российской академии. В 1784 году с громадным успехом поставлена вторая знаменитая в свое время трагедия Княжнина "Росслав", с участием . За нею последовали "Софонизба", "Владисан", "Вадим", комедии "Хвастун", "Чудаки", "Неудачный примиритель", "Траур, или Утешенная вдова", "Притворно сумасшедшая", комическая опера "Сбитенщик". В 80-х годах XVIII столетия Княжнин пользовался славой "российского Расина". Ему поручают написать "Титово милосердие" для придворного спектакля. К тому же времени относится ряд мелких произведений Княжнина: сказки и басни, "Стансы к Богу", письмо в стихах "Ты и Вы", "Исповедание жеманихи", "От дяди стихотворца Риемоскрыпа", послания княгине и пр. Незадолго до смерти трагедия "Вадим", в которой усмотрена была политическая неблагонамеренность, чуть было снова не вызвала бури в жизни Княжнина: восхваление политической свободы напуганному французской революцией правительству показалось чуть не призывом к бунту, и Княжнин поспешил взять обратно "Вадима". Пьеса не получила распространения. Княжнин целиком подражателен, "переимчив", как метко определил его . Пьесы Княжнина в значительной степени - переделки и позаимствования у французских и итальянских писателей: в трагедии "Владисан" образцом для Княжнина послужила вольтеровская "Меропа", "Владимир и Ярополк" - подражание "Андромахе" Расина, "Софонизба" заимствована у Триссино и у подражателя его Лоре, "Хвастун" - у Детуша и т.д. Подобные заимствования и подражания не были недостатком в глазах современников Княжнина; пьесы его пользовались неизменным успехом. Главная заслуга Княжнина - выработка отличного, по тому времени, слога и, сравнительно с Сумароковым, легкого, красивого стиха. Трагедии Княжнина имели воспитательное значение; они проникнуты идеями нравственного долга, духом патриотизма, гражданской свободы. Многие выражения из трагедий и комедий Княжнина были в свое время ходячими, общепринятыми. Комические оперы "Сбитенщик" и "Несчастие от кареты" (последняя была любимой комической оперой Екатерины II) любопытны по своему народническому колориту. "Сбитенщик" подал мысль об устройстве в Петербурге театра для народа; он и был основан, но просуществовал недолго, за отсутствием подходящего репертуара. В опере "Несчастие от кареты" дана очень яркая бытовая картина; основная тенденция пьесы не проступает отчетливо, но картина крепостнических ужасов обрисована не менее ярко, чем в "Путешествии" . Политическое свободомыслие Княжнина, его понимание главного социального зла того времени - крепостничества, его симпатия к "почтенным питателям рода человеческого" (слова Княжнина), отвращение к "деревенским угнетателям" не подлежат сомнению. "Деревенских угнетателей", и в весьма непривлекательном свете, Княжнин вывел в комедии "Хвастун" - в лице Простодума. Политическое свободомыслие Княжнина ясно выражено в трагедии Княжнина "Вадим" (борьба республиканца Вадима с самодержцем Рюриком; тирады в духе Руссо) и в рукописи "Горе моему отечеству", как она изложена в "Записках" Глинки (требование политических и социальных реформ). Некоторые персонажи Княжнина стали прототипами: Честон (комедия "Хвастун") напоминает старика Гринева из "Капитанской дочки" Пушкина, "общий друг" Трусим в "Чудаках" - грибоедовского Репетилова. Ложноклассик в своей драматургии, Княжнин в лирике не чужд нового направления - сентиментализма. Он один из первых приветствовал "Письма русского путешественника" Карамзина; характерны также идиллии Княжнина, его переводы Галлера и Геснера. Сочинения Княжнина были изданы четыре раза: лучшее издание 1817 года, с биографией. - См. "Записки" С.Н. Глинки; биографию в издании 1817 года; статьи в "Библиотеке для Чтения" (1850, № 5 - 7) и в "Ист. Вестн." (1881, № 7 - 8), в "Отеч. Зап." (1850), М. Логнинова в "Русском Вестнике" (1860, № 4 - 10), "Русский Архив" (1863 - 1866). И. Е.

Другие интересные биографии:

КНЯЖНИН ЯКОВ БОРИСОВИЧ

Княжнин Яков Борисович - известный драматург (1742 - 1791), сын псковского вице-губернатора. Поступил в гимназию при Академии Наук, выучился языкам: французскому, немецкому и итальянскому. Еще в гимназии читал Метастазия, Расина, Галлера, Геснера и написал оду. Служил в коллегии иностранных дел, затем поступил на военную службу и был адъютантом при дежурных генералах. В 1769 году была поставлена в эрмитажном театре, в присутствии императрицы Екатерины II , первая трагедия Княжнина "Дидона", не сходившая потом с репертуара 40 лет. При постановке "Дидоны" в Москве Княжнин сошелся с Сумароковым и женился на его старшей дочери. Дружба с богачом и кутилой Кариным втянула Княжнина в жизнь не по средствам: он потерял все свое состояние и растратил около 6000 рублей казенных денег, за что определением военного суда приговорен к разжалованию. Екатерина II помиловала его и вернула ему капитанский чин. До катастрофы Княжнин написал трагедию "Владимир и Ярополк", комедию "Скупой" и комическую оперу "Несчастие от кареты". Вынужденный катастрофой искать средств к жизни, Княжнин принялся за переводы (Вольтера, Корнеля, Кребильона, идиллий Геснера). В 1781 году Княжнин получил место секретаря И.И. Бецкого по управлению Смольным институтом, конторой о строении садов и домов и воспитательных домов (устав последнего был редактирован Княжниным). Княжниным редактированы все деловые бумаги Бецкого. С 1781 года Княжнин давал уроки русского языка в Сухопутном Шляхетном корпусе. С.Н. Глинка вспоминает о Княжнине как о хорошем преподавателе. В 1783 году Княжнин избран в члены Российской академии. В 1784 году с громадным успехом поставлена вторая знаменитая в свое время трагедия Княжнина "Росслав", с участием Дмитревского. За нею последовали "Софонизба", "Владисан", "Вадим", комедии "Хвастун", "Чудаки", "Неудачный примиритель", "Траур, или Утешенная вдова", "Притворно сумасшедшая", комическая опера "Сбитенщик". В 80-х годах XVIII столетия Княжнин пользовался славой "российского Расина". Ему поручают написать "Титово милосердие" для придворного спектакля. К тому же времени относится ряд мелких произведений Княжнина: сказки и басни, "Стансы к Богу", письмо в стихах "Ты и Вы", "Исповедание жеманихи", "От дяди стихотворца Риемоскрыпа", послания княгине Дашковой и пр. Незадолго до смерти трагедия "Вадим", в которой усмотрена была политическая неблагонамеренность, чуть было снова не вызвала бури в жизни Княжнина: восхваление политической свободы напуганному французской революцией правительству показалось чуть не призывом к бунту, и Княжнин поспешил взять обратно "Вадима". Пьеса не получила распространения. Княжнин целиком подражателен, "переимчив", как метко определил его Пушкин. Пьесы Княжнина в значительной степени - переделки и позаимствования у французских и итальянских писателей: в трагедии "Владисан" образцом для Княжнина послужила вольтеровская "Меропа", "Владимир и Ярополк" - подражание "Андромахе" Расина, "Софонизба" заимствована у Триссино и у подражателя его Лоре, "Хвастун" - у Детуша и т.д. Подобные заимствования и подражания не были недостатком в глазах современников Княжнина; пьесы его пользовались неизменным успехом. Главная заслуга Княжнина - выработка отличного, по тому времени, слога и, сравнительно с Сумароковым, легкого, красивого стиха. Трагедии Княжнина имели воспитательное значение; они проникнуты идеями нравственного долга, духом патриотизма, гражданской свободы. Многие выражения из трагедий и комедий Княжнина были в свое время ходячими, общепринятыми. Комические оперы "Сбитенщик" и "Несчастие от кареты" (последняя была любимой комической оперой Екатерины II) любопытны по своему народническому колориту. "Сбитенщик" подал мысль об устройстве в Петербурге театра для народа; он и был основан, но просуществовал недолго, за отсутствием подходящего репертуара. В опере "Несчастие от кареты" дана очень яркая бытовая картина; основная тенденция пьесы не проступает отчетливо, но картина крепостнических ужасов обрисована не менее ярко, чем в "Путешествии" Радищева. Политическое свободомыслие Княжнина, его понимание главного социального зла того времени - крепостничества, его симпатия к "почтенным питателям рода человеческого" (слова Княжнина), отвращение к "деревенским угнетателям" не подлежат сомнению. "Деревенских угнетателей", и в весьма непривлекательном свете, Княжнин вывел в комедии "Хвастун" - в лице Простодума. Политическое свободомыслие Княжнина ясно выражено в трагедии Княжнина "Вадим" (борьба республиканца Вадима с самодержцем Рюриком; тирады в духе Руссо) и в рукописи "Горе моему отечеству", как она изложена в "Записках" Глинки (требование политических и социальных реформ). Некоторые персонажи Княжнина стали прототипами: Честон (комедия "Хвастун") напоминает старика Гринева из "Капитанской дочки" Пушкина, "общий друг" Трусим в "Чудаках" - грибоедовского Репетилова. Ложноклассик в своей драматургии, Княжнин в лирике не чужд нового направления - сентиментализма. Он один из первых приветствовал "Письма русского путешественника" Карамзина; характерны также идиллии Княжнина, его переводы Галлера и Геснера. Сочинения Княжнина были изданы четыре раза: лучшее издание 1817 года, с биографией. - См. "Записки" С.Н. Глинки; биографию в издании 1817 года; статьи В. Стоюнина в "Библиотеке для Чтения" (1850, ¦ 5 - 7) и в "Ист. Вестн." (1881, ¦ 7 - 8), А. Галахова в "Отеч. Зап." (1850), М. Логнинова в "Русском Вестнике" (1860, ¦ 4 - 10), "Русский Архив" (1863 - 1866). И. Е.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КНЯЖНИН ЯКОВ БОРИСОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КНЯЖНИН ЯКОВ БОРИСОВИЧ
    Яков Борисович , русский писатель, член Российской академии (1783). Сын вице-губернатора. Учился в гимназии …
  • КНЯЖНИН, ЯКОВ БОРИСОВИЧ
    известный драматург прошлого столетия. Род. 3 октября 1742 г. в Пскове, в дворянской семье; воспитывался дома до 16 лет, а …
  • КНЯЖНИН, ЯКОВ БОРИСОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный драматург прошлого столетия. Род. 3 октября 1742 г. в Пскове, в дворянской семье; воспитывался дома до 16 лет, …
  • КНЯЖНИН ЯКОВ БОРИСОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    русский драматург, поэт, член Российской академии (1783). Представитель классицизма. Трагедии "Дидона" (1769), "Росслав" (1784), "Вадим Новгородский" (1789), комедия …
  • ЯКОВ в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) "Яков" означает "удержанный за пятку". По другому мнению - "обойдёт", "обгонит". Яков в Торе - третий праотец, отец родоначальников …
  • КНЯЖНИН в Словаре русских фамилий:
    Эту фамилию носил знаменитый русский драматург XVIII в., один из потомков жившего в XV в. боярина с прозвищем Княжна. У …
  • КНЯЖНИН в Высказываниях великих людей:
    Упрямство - вывеска дураков. Я.Б. Княжнин …
  • ЯКОВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    См. …
  • ЯКОВ в биографиях Монархов:
    См. …
  • КНЯЖНИН в Литературной энциклопедии:
    Яков Борисович — известный русский драматург екатерининской эпохи. Сын псковского вице-губернатора, К. получил образование в гимназии при Академии наук; …
  • ЯКОВ
    ́ЯКОВ II (1633-1701), англ. король в 1685-88, из династии Стюартов. Пытался восстановить абсолютизм и его опору - католич. церковь. Низложен …
  • ЯКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВ I (James) (1566-1625), англ. король с 1603, шотл. король (под именем Якова VI) с 1567, из династии Стюартов. Сын …
  • КНЯЖНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КНЯЖН́ИН Як. Бор. (1742 или 1740-1791), рус. драматург, поэт, чл. Рос. академии (1783). Предст. классицизма. Трагедии "Дидона" (1769), "Росслав" …
  • ЯКОВ в Словаре синонимов Абрамова:
    || затвердила сорока Якова - одно про …
  • ЯКОВ в словаре Синонимов русского языка:
    иаков, …
  • ЯКОВ в Словаре русского языка Лопатина:
    `Яков, -а (также: зал`адила сор`ока `Якова (одн`о про …
  • ЯКОВ
    Яков, (Яковлевич, …
  • ЯКОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Яков, -а (также: заладила сорока Якова (одно про …
  • ЯКОВ в Орфографическом словаре:
    `яков, -а (также: зал`адила сор`ока `якова (одн`о про …
  • КНЯЖНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Яков Борисович , русский драматург, поэт, член Российской академии (1783). Представитель классицизма. Трагедии «Дидона» (1769), «Росслав» (1784), «Вадим …
  • СИВЕРС ЯКОВ-ИОАНН (ЯКОВ ЕФИМОВИЧ)
    Сиверс (граф Яков-Иоанн или Яков Ефимович, 1731 - 1808) - один из наиболее передовых деятелей Екатерининской эпохи. Дядя его, возведенный …
  • ЯКОВ БОРИСОВИЧ КНЯЖНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 19:14:47 * Бедность - уничтожение всех наших …
  • СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ ИВАНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-24 Time: 12:23:41 Иванов Сергей Борисович * Непонятно, почему экипаж подлодки "Курск" сразу после аварии не собрался в одном …
  • НЕЙДГАРДТ АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нейдгардт Алексей Борисович (1863 - 1918), российский политический и государственный деятель, мученик. Память …
  • ВЕСЕЛОВСКИЙ СТЕПАН БОРИСОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Веселовский Степан Борисович (1876 - 1952), историк, археолог, академик Академии наук СССР. Родился 16 …
  • ЮСУПОВ НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Юсупов Николай Борисович - см. в статье Юсуповы (Юсупово-Княжевы) …
  • МИХАИЛ БОРИСОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил Борисович - последний великий князь Тверской (с 1461 по 1485 г.). До 1480 г. верный союзник Ивана III , …
  • КНЯЖНИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Княжнин Александр Яковлевич - см. в статье Княжнины (А.Я. и В.А.) …
  • ИОАНН БОРИСОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн Борисович, князь Кашинский - см. Иван Борисович …
  • ИЛИЯ БОРИСОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Илия Борисович - псковский посадник. После того как ливонские немцы убили в Лытоголе псковских послов, не дождавшись помощи, ни от …
  • ИВАН БОРИСОВИЧ ТУГОЙ ЛУК в Краткой биографической энциклопедии:
    Иван Борисович, прозванием Тугой Лук - князь суздальско-нижегородский (1370 - 1418), младший из двух сыновей Б. Константиновича. 12-ти лет, …
  • ИВАН БОРИСОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иван Борисович - единственный сын Бориса Михайловича, князя кашинского (умер в 1395 г.). Упоминается с 1399 г. Великий князь тверской, …
  • ВАСИЛЬКО БОРИСОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Борисович - князь Друцкий, старший из двух сыновей Василия Давидовича Друцкого. Князь этот известен нам только по истории Татищева …
  • ЧЕРНЫШЁВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Андрей Борисович , советский учёный, специалист в области газификации твёрдых топлив, член-корреспондент АН СССР (1939), академик …
  • СОЧАВА ВИКТОР БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Виктор Борисович [р. 7(20).6.1905, поселок Парголово, ныне Ленинградской обл.], советский геоботаник и географ, академик АН СССР (1968; член-корреспондент с 1958). …
  • ПОЛЫНОВ БОРИС БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Борис Борисович , советский учёный, специалист в области почвоведения и геохимии, академик АН СССР (1946; член-корреспондент …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Борисович , советский учёный в области электротехники, член-корреспондент АН СССР (1939). После …
  • ИНОХОДЦЕВ ПЁТР БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Пётр Борисович , русский астроном, академик Петербугской АН (1779). С 1785 член Российской академии. И. провёл …
  • ЗЕЛЬДОВИЧ ЯКОВ БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Яков Борисович (р.8.3. 1914, Минск), советский физик-теоретик, один из основателей современной теории горения, детонации и ударных волн, академик АН СССР …
  • КНЯЖНИН, АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1771-1829) — драматург, сын Я. Б. К. В 1820-х гг. был вице-директором инспекторского департамента. В 1790-1816 гг. поставлено на сцене …
  • ИЛИЯ БОРИСОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    псковский посадник. После того как ливонские немцы убили в Лотыголе псковских послов, не дождавшись помощи ни от Новгорода, ни от …
  • ИВАН БОРИСОВИЧ ПРОЗВАНИЕМ ТУГОЙ ЛУК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    кн. суздальско-нижегородский (1370-1418), младший из двух сыновей Б. Константиновича (см.). 12-ти лет, вместе с отцом, в 1383 г., ездил к …
  • ДИМИТРИЙ БОРИСОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (род. 1253 г.) и Константин Борисович (род. 1255 г.) — кн. ростовские, дети Б. Васильковича. Заняли Ростовское княжество в 1279 …
  • ВАСИЛЬКО БОРИСОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    кн. Друцкий, старший из двух сыновей В. Давидовича Друцкого. Князь этот известен нам только по истории Татищева; Карамзину он кажется …

В октябре 1742 года в семье псковского чиновника родился сын - Яков Борисович Княжнин. Он окончил петербуржскую гимназию при Академии наук, затем поступил на службу в иностранную коллегию, стал военным, но ушел в отставку из-за обвинений в растрате казенных денег. Вскоре после этого он устроился секретарем к вельможе Бецкому.

Свою литературную деятельность Княжнин начал довольно рано. Особое влияние на его творчество оказал А. Сумароков, учеником которого он себя считал. За свою жизнь Княжнин успел написать пять комических мелодрам и опер, четыре комедии, восемь трагедий, а также множество стихотворений. Активно занимался он и переводами, среди которых особенно стоит отметить поэму «Генриада» Вольтера и трагедии Корнеля. Большинство его пьес являются вольными переложениями иностранных образцов, за что Пушкин иронично называл писателя «переимчивый Княжнин». Но, несмотря на это, Княжнин вошел в историю как очень талантливый литератор, а его лучшие трагедии отличались самостоятельностью и вызывали большой резонанс среди соотечественников.

Театральная сцена была для Княжнина той самой трибуной, с которой он успешно проповедовал свои взгляды на отношения между обществом и царем, а также на само существо верховной власти. Главной политической темой трагедий Княжнина было самодержавие и отношение к нему, причем главный акцент он ставил на борьбу с самовластием для обретения свободы. Неугомонная гражданская активность и смелость писателя привлекла внимание правительства: трагедия «Вадим Новгородский и не вышедшее в печать произведение «Горе моему отечеству принесли ему огромные неприятности.

Княжнин был женат поэтессе Катерине Александровне, дочке А. Сумарокова. В их просторном доме постоянно собирались представители передовой дворянской элиты, искусствоведы и литераторы.

Трагедия «Дидона», поставленная в 1769 году, принесла Княжнину первый большой успех и вызвала одобрение самого Сумарокова, но все же лучшими его произведениями, насквозь пропитанными гражданским пафосом, являются трагедии «Вадим Новгородский» и «Росслав». Последнее произведение имело условно-исторический сюжет, было закончено во время победы революции в Америке и перед самым началом Французской революции, поэтому было глубоко пропитано патриотизмом. Главный герой трагедии, «полководец российский» Росслав, отличается мужеством, а также преданностью долгу и отечеству, так и не выдав тайну, невзирая на угрозу смерти. Он отвергает предложение стать королем Швеции, желая остаться гражданином свободной страны.

В своих трагедиях Княжнин порицает тиранов, губителей Отечества. И хотя основная идея его произведений не заходит дальше пропаганды конституционной монархии, реплики героев о гражданских правах, свободе и тирании звучали с театральных подмостков практически революционно.

Одно из самых значительных произведений Княжнина - трагедия «Вадим Новгородский» - является попыткой ответить Екатерине II на ее пьесу 1786 года «Историческое представление из жизни Рурика». В основе трагедии лежит часть Никоновской летописи о недовольных правлением Рюрика новгородцах. Как гласит летопись, летом 863 года Рурик убил храброго Вадима, а также покалечил его многочисленных советников.

В пьесе Екатерины, подражающей по стилю работам Шекспира, Вадим изображается как честолюбец, возжелавший власти и устраивающий с этой целью заговор. Рурик, напротив, описан как идеальный монарх, свергнувший заговорщиков.

Княжнин придает особое значение отличию своей трагедии с трактовкой Екатерины, которая в своей работе преследовала монархические цели.

В целом, в обеих трагедиях Рурик представлен великодушным и благодетельным государем, избранный правителем самим народом, поскольку ему удалось избавить Новгород от смуты. На этом фоне Вадим изображен ярым патриотом, защищающим свободу родного города. Но с другой стороны, он - идейный противник самодержавия, сама идея которого враждебна его народу.

После возвращения на родину, герой-полководец Вадим застает самодержавное господство Рурика, с которым не может примириться. Он ратует за идеи народоправства, встает на защиту исконных новгородских ценностей и республики. Несмотря на то, что в новгородской республике власть находится в руках аристократов и идеальных вельмож, они, по мнению Княжнина, как и простые граждане, равны перед законом, к тому же должны представлять собой народ и управлять его именем.

Встав на защиту вольностей, Вадим организует заговор, а после поднимает восстание. Он - непоколебимый республиканец, уверенный в том, что должен защищать свободу своего народа от опасного самодержавия, пусть даже и ценой пролитой крови. В его поддержку выступают новгородские посадники Вигор и Пренест, но они преследуют личные интересы, претендуя на дочь Вадима - Рамиду.

Таким образом, главный политический конфликт в этом произведении - совсем не тиранство монарха, а борьба за свободу республики против монархии, даже тогда, когда трон занимает просвещенный монарх. В этой республиканской трагедии впервые появляется образ стойкого, упрямого республиканца - прямой угрозы самодержавию. Стоит отметить, что в трагедии А. Сумарокова «Дмитрий Самозванец» положительный герой утверждает, что именно самодержавие является лучшей долей России.

Новгородский народ отказывается поддержать Вадима, и в этом - его главная трагедия. Восстание было подавлено, а Рурик вернул горожанам символ власти - венец, предлагая оставить его Вадиму. Но тот презрительно отказывается, а народ коленопреклоненно просит Рурика быть их правителем. Видя свое поражение, Вадим закалывается, оставаясь верным своим республиканским идеалам.

В трагедии «Вадим Новгородский» современники Княжнина видели настоящую политическую современность. Дочь Вадима, исполненная чувства долга, убивает себя, как только узнает о намерении своего отца. Огромное место в произведении занимает и тема простого люда, который, являясь исторической силой, способен повлиять на события в стране.

Победу в итоге одерживает монархия, народ идет за Руриком, но победитель здесь - Вадим, который предпочел смерть вынужденному рабству. И автор, не скрывая, симпатизирует именно ему.

Трагедия, написанная в духе классицизма, оставила неизменными основные принципы и статичность жанра, но трактовка характеров несколько отступает от правил: в «Вадиме» нет четко выраженных отрицательных и положительных персонажей.

Огромная заслуга Княжнина состоит в том, что он создал героический образ Вадима. Писатель не был ни республиканцем, ни революционером, но, тем не менее, события предреволюционной Франции не позволили ему отказаться от передовых общественных и политических взглядов, а также от своей работы, которую он закончил перед самой революцией.

«Вадим» был издан только в 1793 году, и сразу же после этого вызвал огромной общественный резонанс: о вышедшей трагедии доложили самой Екатерине. Она восприняла ее так же, как и самую знаменитую книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Началось расследование, в результате которого по указу императрицы все экземпляры «дерзостного» произведения были конфискованы и уничтожены.

В следующий раз книга была напечатана только в 1871 году, и в ней были пропущены четыре стиха, в которых убийственно критиковалось самодержавие. Долгое время трагедия публиковалась с пропусками, и лишь в 1914 году была издана в полном объеме. Темой новгородской вольности и преданием о Вадиме заинтересовались и стали развивать Пушкин, Рылеев и Лермонтов.

Среди произведений Княжнина нельзя не отметить и его комедии, выделяющиеся яркостью характеристики героев и реалистичностью изображенного в них русского быта. Особенно это относится к наполненным неподдельным комизмом, выполненным в стихотворном жанре комедиям «Чудаки» и «Хвастун». Сюжет обоих произведений заимствован: «Чудаки» являются переделкой работы Детуша «Странный человек», а «Хвастун» скопирован со «Значительного человека» Брюйеса. Но, несмотря на это, Княжнин мастерски изобразил черты русской действительности и своих современников.

Сюжет «Хвастуна» не замысловат. Обедневший дворянин, решив поправить свое положение, начинает ухаживать за дочкой обеспеченной провинциальной помещицы. Он выдает себя за известного человека, графа, получившего по везению довольно крупное имение. Ему доверяют и ждут «милостей», как помещица Чванкина, желающая сделать свою дочь графиней, так и его дядя Простодум. Образы этих мелких помещиков созданы мастерски, со знанием жизни. Простодум, глупый и ничтожный, готов сделать все, что угодно, чтобы стать сенатором. Его жестокость и алчность проявляется и тогда, когда становится известно, на чем он сумел скопить деньги - «в рекруты торгуючи людьми». Справедливость восторжествовала, и Хвастун был пойман на обмане небогатым дворянином Честоном, честь для которого всегда была превыше всего. Честон - идеальный дворянин, черты характера которого была заимствованы из «Недоросля» Фонвизина.

Обращенная к современности, комедия Княжнина в сатирической манере высмеивала выскочек-вельмож, которых в эпоху правления Екатерины II было чересчур много. Стоило лишь «попасть в случай», приглянувшись чем-либо императрице или Потемкину, и их возводили в ранг вельмож, вершителей государственных дел. Падение нравов, невежество, погоня за чинами - все это был явным признаком падения дворянства. Написанный в принципах классицизма «Хвастун», привлекает читателей мастерски созданными комическими характерами, реалиями русского быта, колоритностью диалогов и легкостью разговорного языка.

Не меньшую популярность снискала и другая комедия Княжнина - «Чудаки». Ее главные герои - богач Лентягин со своей женой и дочерью, а также галломан Ветромах. Помимо невежественного, кичащегося своим богатством дворянства в комедии действуют и пронырливые, ловкие слуги. Превосходная стихотворная форма произведения в сочетании с легким остроумным языком поспособствовали дальнейшему развитию жанра стихотворной комедии.

Важнейшие проблемы затрагиваются Княжниным в комической опере 1779 года «Несчастье от кареты». Он пытается обратить внимание на бремя крестьян, существование которых зависит от глупой воли приказчика и господина, а также на их бесправии.

Жизнь Княжнина внезапно оборвалась 14 января 1791 года. Похоронен писатель на Смоленском кладбище в Петербурге.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Княжнина Якова Борисовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

КНЯЖНИН Яков Борисович , русский драматург, поэт, переводчик, член Российской академии (1783). Дворянин. В 1750-55 годах учился в гимназии при Петербургской АН. В 1757-62 переводчик в Канцелярии от строений, с 1762 на военной службе. В 1763 в Санкт-Петербурге была поставлена мелодрама Княжнина «Орфей» (с музыкой Ф. Торелли; опубликована в 1781; в 1792 музыку к ней написал Е. И. Фомин), в 1767 (по другим сведениям, 1769) - трагедия «Дидона» (опубликована в 1787), принёсшая ему литературную известность. В 1773 по обвинению в растрате казённых денег был лишён дворянства и определён в солдаты, в марте 1777 прощён и восстановлен в правах. С августа 1777 секретарь и ближайший помощник И. И. Бецкого. В 1787 году издал собрание своих сочинений. Надворный советник (1786). По неподтверждённым данным, умер после одного из допросов в тайной канцелярии.

Как литератор Княжнин являлся последователем А. П. Сумарокова и приверженцем принципов классицизма. Ведущий жанр в его творчестве - трагедия, как правило, с политически злободневным содержанием. Княжнин часто отталкивался от европейских образцов, повторяя их сюжетные ходы и заимствуя целые сцены: в трагедии «Владимир и Ярополк» (1772, опубликована в 1787) использован сюжет «Андромахи» Ж. Расина, «Ольга» (1772, опубликована в 1961) - вольный перевод «Меропы» Вольтера, «Владисан» (поставлена в 1784, опубликована в 1787) - подражание той же трагедии; «Дидона», «Титово милосердие» (1777, поставлена в 1779, опубликована в 1787; первая русская музыкальная трагедия) и «Софонисба» (1787, поставлена в 1789) написаны в состязании с европейскими авторами, обрабатывавшими античные сюжеты (П. Метастазио и др.). В отличие от сумароковских, трагедии Княжнина более эмоциональны, зрелищны, в них значительное место отведено музыке: так, «Титово милосердие» Княжнин определил как трагедию «с хорами и балетами, к оной принадлежащими» (автор первоначальной музыки неизвестен; в 1790-е годы музыку заново сочинил Е. И. Фомин). К самобытным трагедиям Княжнина относятся «Росслав» (1783, опубликована и поставлена в 1784) и «Вадим Новгородский» (1789, опубликована в 1793), в которых проявились национально-патриотические и тираноборческие устремления автора. В последней конфликт «республиканца» Вадима и монарха Рюрика оказывается неразрешимым, то есть подлинно трагичным. «Вадим Новгородский» был сочтён опасным антимонархическим сочинением (по приговору Сената в 1793 печатные экземпляры пьесы были конфискованы и публично сожжены).

В комедиографии Княжнин тяготел к сатирическому нравоучению, обличению пороков общества. Главный объект его нападок - развращённость нравов дворянства: холодность к собственному отечеству, увлечение иностранной модой, праздность, ветреность, тщеславие, раболепие перед власть имущими, придворный фаворитизм и др. Наиболее известны стихотворные комедии Княжнина «Хвастун» (1784-85) и «Чудаки» (1790; поставлены в 1791, опубликованы в 1793), ставшие классическими образцами соответственно комедии нравов и комедии характеров, и комическая опера «Несчастье от кареты» (поставлена в 1779, музыка В. А. Пашкевича). Кроме того, ему принадлежат две комедии в прозе («Неудачный примиритель, или Без обеду домой поеду», 1787; «Траур, или Утешенная вдова», около 1788, поставлена в 1789, издана в 1803) и ещё четыре комические оперы («Скупой», поставлен около 1782, музыка Пашкевича, опубликована в 1787; «Сбитенщик», около 1783, поставлена в 1784, музыка Ж. Бюлана, опубликована в 1787; «Мужья - женихи своих жён», около 1784, поставлена в 1784, музыка Бюлана, опубликована в 1803; «Притворно сумасшедшая», опубликована в 1787, поставлена в 1789, музыка Дж. Астаритты).

В лирике Княжнин выступал противником торжественной оды («К княгине Дашковой», 1783; «От дяди стихотворца Рифмоскрыпа», 1787) и апологетом лёгкой поэзии («Письмо к гг. Д. и А.», 1786), культивировал «ясность» слога, простоту и «непритворную чувствительность», предвосхищая принципы сентиментализма («Утро», 1779; «Стансы Богу», 1780; «Вечер», 1787). Переводы Княжнина по большей части выполнены белым стихом или прозой и относятся к 1770-м годам: пять трагедий П. Корнеля («Сид», «Цинна», «Смерть Помпея», «Родогуна», «Гораций»), поэма «Генриада» Вольтера, «Избиение младенцев» Дж. Марино и др.

Соч.: Сочинения: В 2 т. СПб., 1847-1848; Избр. произведения. Л., 1961; Избранное. М., 1991; Комедии и комические оперы. СПб., 2003.

Лит.: Стоюнин В. Я. Княжнин - писатель // Исторический вестник. 1881. №7-8; Нейман Б. В. Комедии Я. Б. Княжнина // Проблемы реализма в русской литературе XVIII в. М.; Л., 1940; Кулакова Л. И. Я. Б. Княжнин. М.; Л., 1951; Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977; Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе эпохи классицизма. Л., 1981; Западов В. А. Литературные направления в русской литературе XVIII в. СПб., 1995.

Княжнин, Яков Борисович (1742-1791)

Княжнин, Яков Борисович

Известный драматург прошлого столетия. Род. 3 октября г. в Пскове, в дворянской семье; воспитывался дома до 16 лет, а затем был отвезен в Петербург , в гимназию при академии наук, под руководство профессора Модераха; здесь он пробыл семь лет. Языкам французскому, немецкому и итальянскому К. научился у содержателя пансиона Лови. Еще на школьной скамье Княжнин начал литературную деятельность, писанием од и мелких стихотворений. По окончании курса Княжнин поступил в иностранную коллегию юнкером, был назначен переводчиком, служил в канцелярии о строении домов и садов, но скоро перешел в военную службу и был адъютантом при дежурном генерале. В г. он выступил со своей первой трагедией, «Дидоной», шедшей сперва в Москве , а потом на придворном театре, в присутствии императрицы Екатерины. Благодаря этой трагедии Княжнин сошелся с А. П. Сумароковым и женился на его старшей дочери (см. Княжнина). В течение трех лет он написал трагедию «Владимир и Ярополк» и комические оперы «Несчастие от кареты» и «Скупой» и перевел роман графа Коминжа «Несчастные любовники» (СПб., ). В г., за совершенную по легкомыслию растрату (около 6000 руб.), Княжнин был отдан под суд военной коллегии, которая присудила его к разжалованию в солдаты; но императрица простила его, и в г. ему вернули капитанский чин. За это время Княжнин перевел «Генриаду» Вольтера и несколько трагедий Корнеля и Кребильона, белыми стихами. В г. его пригласил к себе на службу И. И. Бецкий , настолько доверявший ему, что ни одна бумага не миновала его редакции; ему же принадлежит редакция записки об устройстве воспитательного дома. В г. была поставлена в СПб. его трагедия «Росслав», принятая публикой с восторгом. Зрители непременно хотели видеть автора, но скромный К. не вышел на сцену и за него изъявлял благодарность публике Дмитриевский, отличившийся в первой роли. С этих пор дом К. становится литературным центром, сам К. попадает в члены российской академии и приобретает благосклонность княгини Е. Р. Дашковой . Императрица Екатерина заказывает трагедию Княжнину, и он в три недели пишет «Титово милосердие». Затем в течение одного года () появляются трагедии «Софонисба» и «Владисан» и комедия «Хвастун». В то же время Княжнин успевает давать уроки русского языка в сухопутном шляхетском корпусе. В дальнейших работах для театра Княжнин сосредоточился на комедии и комической опере («Сбитенщик», «Неудачный примиритель», «Чудаки», «Траур , или Утешенная вдова», «Притворно сумасшедшая»), и только в г. написала трагедия «Вадим Новгородский ». Но французская революция и вызванная ею реакция при русском дворе подсказали Княжнину, что выступать с таким произведением, где основатель русского государства трактуется как узурпатор и восхваляется политическая свобода - было бы несвоевременно, и он отказался от мысли видеть своего «Вадима» на сцене. О трагедии знали только близкие к Княжнину люди, и поэтому он не лишился благоволения императрицы, которая приказала отпечатать собрание сочинений его за казенный счет и отдать автору. В г. 14 января Княжнин скончался от простудной горячки; похоронен в СПб. на Смоленском кладбище. Смерть Княжнина избавила его от крупных неприятностей, какие ему угрожали за его трагедию «Вадим». Трагедия эта, вместе с другими бумагами Княжнина, попала к книгопродавцу Глазунову, а от него к княгине Дашковой. Княгиня была в это время не в ладах с императрицей и не без умысла напечатала «Вадима» (). Опасность трагедии заметил И. П. Салтыков. В результате «Вадим» был уничтожен как в отдельном издании, так и в 39-й части «Российского Феатра». Разошедшиеся экземпляры в течение нескольких лет конфисковались у книгопродавцев и публики.

За Княжниным утвердился меткий, данный ему Пушкиным, эпитет «переимчивого». Не ограничиваясь подражанием европейским образцам, он часто заимствовал целые тирады , преимущественно из французских классиков, а иногда просто переводил их пьесы, без указания источника. В русской литературе XVIII в. это считалось, однако, почти достоинством, и К. стяжал прозвище «российского Расина». Современники не ставили ему в упрек даже оперу «Сбитенщик», хотя это копия с Аблесимовского «Мельника». Наиболее оригинальным К. является в пьесах «Вадим» и «Росслав», хотя и в последней трагедии, по замечанию Мерзлякова, Росслав (в 3 явлении 3 акта) «как молотом поражает Христиерна высокими словами, заимствованными из трагедий Корнеля, Расина и Вольтера». В «Дидоне» К. подражал Лефран-де-Помпиньяну и Метастазию; «Ярополк и Владимир» - копия с «Андромахи» Расина; «Софонисба» заимствована у Вольтера; «Владисан» повторяет Вольтерову «Меропу»; «Титово милосердие» - почти сплошной перевод из Метастазия; «Хвастун» - почти перевод комедии де Брюйе «L’important de cour»; «Чудаки» - подражание «L’homme singulier» Детуша. Вся эта широкая система заимствования отнюдь не лишает пьес К. серьезного историко-литературного значения. К. является хронологически вторым русским драматургом после Сумарокова. «Отец российского театра» несомненно превосходил К. драматическим талантом, но зато К. ушел далеко вперед в выработке сценического языка и в фактуре стихов. К. больше Сумарокова страдает наклонностью к риторике , но вместе с тем обладает большой технической виртуозностью; целый ряд его стихов становился ходячими цитатами: «Тиранка слабых душ, любовь - раба героя; коль счастья с должностью не можно согласить, тогда порочен тот, кто счастлив хочет быть»; «Исчезнет человек - останется герой»; «Да будет храм мой - Рим , алтарь - сердца граждан»; «Тот свободен, кто, смерти не страшась, тиранам не угоден» и т. п. Еще важнее внутреннее достоинство трагедий К. - построение многих пьес преимущественно на гражданских мотивах. Правда, герои Княжнина - ходульные, но они пылают благородством и в своих сентенциях отражают философию века просвещения. Лучшие комедии Княжнина, «Хвастун» и «Чудаки», также не лишены достоинств. Несмотря на заимствования, К. удалось придать им и много русских черт. Так как здесь риторика была не нужна, то язык, которым говорят действующие лица комедий, вполне простой, разговорный, несмотря на рифмованные стихи. Комедии главным образом направлены против французомании, тщеславия, желания «казаться, а не быть», отчасти против сословных предрассудков и проч. Сочинения К. имели четыре издания; 3-е изд. (СПб., 1817-18) снабжено биографией; 4-е изд. (

Загрузка...