Здоровье в вашем доме

Уничтожение соседних храмов (1930–ые). Кары божьи Старые разрушенные церкви

Беспощадное и бессмысленное уничтожение исторической застройки центра Москвы, знаменитого своими церквями и монастырями, началось еще до принятия в 1935 году, так называемого Генерального плана, документа, открыто направленного на тотальное разрушение Москвы.

Храм Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот

Одним из первых в 1930 году снесли на Воздвиженке у Арбатских ворот. Его стройный шатер и колокольня были возведены по проекту одного из лучших архитекторов того времени - Карла Бланка, освятили её 6 декабря 1768 года.

Храм князей страстотерпцев Бориса и Глеба был весьма известен среди москвичей, в нём хранилась большая и древняя храмовая икона святых с житием, особо чтимая верующими, - перед ней часто совершались молебны.

За «сохранение жизни» храма боролся ученый, архитектор П. Д. Барановский. На заседании архитекторов и реставраторов ЦГРМ 16 октября 1929 года под председательством П. Д. Барановского было принято следующее однозначное решение-протест, которое стоит процитировать полностью:

«Подтвердить, что здание церкви Бориса и Глеба, выполненное по проекту архитектора Бланка, является памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения как по своим строго выдержанным формам и наружной обработке, так и по внутреннему, отвечающему внешнему облику устройству. Отметить целесообразность в смысле разгрузки площади - сноса находящегося на таковой двухэтажного здания, не имеющего историко-художественного значения. Резюмируя все вышеуказанное, признать уничтожение ценного и хорошо сохранившегося памятника совершенно необоснованным и нецелесообразным, ввиду чего считать необходимым принять меры к его сохранению».

В ноябре пришли рабочие, чтоб начать разбирать храм, архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин со студентами успели провести его обмеры. Исчезла ещё одна страница из «каменной летописи» Москвы…

Память о храме решено было восстановить только в конце XX века. Почти на том же самом месте, где когда-то стоял храм, был установлен памятный знак, потом чуть поодаль решено было построить новый небольшой, размером с часовню, храм святых Бориса и Глеба. Первый камень воссоздаваемого храма был заложен 8 мая 1997 года на Арбатской площади, недалеко от вестибюля станции метро «Арбатская».

Храм святителя Тихона, епископа Амафунтского

На этом месте, недалеко от храма святых Бориса и Глеба, находилась , которую тоже взорвали в 1933 году.

«То место, которое выбрали для часовни, - сказал автор проекта, архитектор Юрий Семенович Вылегжанин, - дважды святое, ранее там находился снесенный храм св. Тихона. И было решено, воссоздавая часовню Бориса и Глеба, как-то сохранить память и об этом уничтоженном храме. Поэтому один из приделов часовни освящен в честь св. Тихона. Размер часовни увеличился, получилась церковь-часовня, где теперь регулярно идут службы».

Вновь построенный храм-часовня был приписан к храму «Большое Вознесение», Патриарх Московский и Всея Руси Алексий освятил его во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба 6 августа 1997 года.

Церковь Бориса и Глеба

Ещё одну церковь Бориса и Глеба, построенную в 1635 году, стоявшую на месте теперешнего концертного зала Российской академии музыки им. Гнесиных в Борисоглебском переулке, снесли в том же 1933 году.

Молебен у памятного знака на месте разрушенного храма и его освящение совершил 15 ноября 2007 года клирик храма «Большое Вознесение», протоиерей Владимир Антонов.

«Сейчас на этом месте, - сказал священник, - стоит другое здание, но мы все-таки показываем, что помним те святыни, которые русские люди сооружали в честь покровителей нашей земли и молитвенников за нас».

Храм Бориса и Глеба был знаменит тем, что в нем находилась икона Нерукотворного Спаса, написанная Симоном Ушаковым.

Этот храм дал название существующему и ныне Борисоглебскому переулку.

В ряду знаменитых прихожан Борисоглебской церкви на Поварской был обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, который за богослужениями читал в ней Апостола.

Храм чудотворца Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте

Рядом с храмом Вознесения Господня у Никитских ворот проходит улица Спиридоновка и Спиридоньевский переулок. Название свое они получили от храма чудотворца Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте , он был построен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Филаретом (Фёдором Никитичем Романовым). Впервые храм упоминается в 1627 году, он был единственным храмом в Москве, освященным в честь этого святого.

В богоборческий период храм был разрушен до основания. За спасение храма чудотворца Спиридона боролся П.Д. Барановский, но, как и храм Бориса и Глеба, не смог его отстоять.

Память о чудотворце Спиридоне и его разрушенном храме сохраняется в храме «Большое Вознесение», где есть большая икона святителя.

Церковь святых мучениц Софии и Татианы

Клирики «Большого Вознесения» также имеют попечение о церкви святых мучениц Софии и Татианы, которая находится на территории первой в городе Москве детской больницы имени Н. Ф. Филатова. Больница была учреждена при губернаторе князе Дмитрии Владимировиче Голицыне, а храм был освящен в честь небесной покровительницы супруги губернатора, княгини Татианы Васильевны Голицыной.

Губернаторство князя Голицына стало одним из самых счастливых для Москвы. Его жена, княгиня Т. В. Голицына, урожденная Васильчикова, положила начало традиции, по которой благотворительность стала, что называется, «хорошим тоном» для дам города. Она считала, что «быть полезной для других – единственное оправдание нашего земного существования». В Москве появились первые благотворительные общества, было построено несколько крупных городских больниц: 1-я Градская, Глазная и Ново-Екатерининская.

В 1841 году княгиня Татьяна Васильевна Голицына умерла, убитый горем князь Дмитрий Васильевич почтил её память учреждением детской больницы с домовой церковью святой мученицы Татианы, которая была освящена 5 декабря 1842 года Митрополитом Московским Филаретом.

В 1843 году на посту генерал-губернатора князя Д.В. Голицына сменил князь А.Г. Щербатов. Его жена, княгиня София Степановна Щербатова, урожденная Апраксина, князю Дмитрию Васильевичу приходилась племянницей и примеры благотворительности видела с детства. В 1848 году князь Щербатов тяжело заболел и умер, а его вдова, княгиня София Щербатова, всецело посвятила себя благотворительности. Ещё раньше, по подсказке доктора Гааза, княгиня организовала первую в Москве Николаевскую общину сестёр милосердия, которые ухаживали за больными.

В 1858 году княгиня София Щербатова купила участок земли на Садово-Кудринской улице. Когда она умерла, её сын, Александр Алексеевич, от имени своих братьев и сестёр обратился в Опекунский совет с просьбой принять в дар этот участок.

Дарителями были поставлены условия: владение непосредственно занять больницей, не допускать ни временного, ни постоянного извлечения дохода из земли, больницу именовать Софийской, церковь построить во имя святой Татианы, как в больнице на Малой Бронной, и святой Софии».

Построил новые здания больницы в 1892—1897 годах архитектор А. С. Каминский, по его же проекту был построен в центре больницы храм в стиле, получившем название «псевдовизантийского». Храм и больница были освящены 12 ноября 1897 года.

В советское время с храма сняли кресты, затем снесли купол. В храме устроили морг, для чего неузнаваемо его перестроили.

В конце XX века здание храма начали восстанавливать, в одной из комнат была устроена часовня, остальные помещения храма использовались для хозяйственных нужд больницы.

В 2008 году по прошению главного врача больницы, профессора В. В. Попова, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился к мэру города Москвы Ю. М.Лужкову с просьбой о воссоздании храма мучениц Татианы и Софии. Храм был передан Русской Православной Церкви в мае 2010 года.

Клирики храма «Большое Вознесение» окормляют пациентов и персонал детской больницы.

О кровавых репрессиях против духовенства говорят уже очень давно. Особой популярностью в среде попов пользуются рассказы о взорванных храмах. Мол, абсолютное зло, проклятые большевики посягнули на «самое святое».

Однако как дела обстояли на самом деле? Нужно помнить, что с петровских времен церковь была чем-то вроде чиновнического министерства, т. е. работала в интересах государства.

Попы считались особым сословием, им полагалась большая пенсия и приличная по тем временам зарплата. «Духовность» обеспечивали российские законы вроде:

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры - лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере - расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание - ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении - ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 196. Вероотступничество - запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.

В общем, доходное было дело, и спорить даже ни с кем не нужно было. Если кто-то сомневался в «истинности» православия, то применялись репрессии. И так было почти весь период от крещения Руси до революции 1917 года.

Что же ужасное случались в 1918 году для церкви? Был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Полный текст:

1. Провозглашение светского характера советского государства - церковь отделяется от государства.

2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.

6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.

7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви - запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.

8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.

9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.

10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.

Последствия должны быть очевидны для всех. До декрета попам не приходилось задумываться о том, что за торговую точку нужно платить, что церковным работникам (певчие, сторожа) нужно платить. Все покрывало государство.

У попов были и бонусы. Ведь они не только получали большую зарплату, но собирали деньги с населения, а также иногда в регионе мог проживать меценат, который отдавал церкви значительную долю дохода.

Всего этого они в одночасье были лишены. Примечательно здесь то, что попы долгое время жаловались СНК (совет народных комиссаров) на свое ужасное положение. В частности, обещали служить советской власти в том случае, если декрет об отделении отменят. Но это не работало.

В итоге попы разделились. Одни ушли к белым, другие стали поддерживать власть, третьи же просто отказались от «служения богу». И больше всего было тех, кто покончил с отправлением культа.

На что же жили оставшиеся рясоносцы? Во-первых, это накопления в прошлом, во-вторых, отделение церкви от государства проходило не так гладко, как может показаться на первый взгляд, тут было очень много проблем.

В отдельных района Советской России, даже в том случае, если они не были заняты белогвардейцами, очень часто попы сохраняли старое положение, т. е. и выступали в школах, и собирали с населения деньги. Причем собирали особенно активно, ибо государство больше их не обеспечивало.

Бывали и курьезы, когда члены Российской коммунистической партии (большевиков) в отдаленных регионах страны сами публично отправляли культ, всячески поддерживали духовенство и вместо того, чтобы строить школы и больницы, делились частью дохода с церковью. О подобном писал Емельян Ярославский в статье «Дань предрассудкам».

А поповская верхушка утверждала, что принятие декрета:

«злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения».

Т. е. равноправие с прочими культами – это гонения.

В общем, положение такое: если есть поп и 20 верующих, то они получают здание в безвозмездную аренду. Но они должны сами содержать всех работников, а также платить за ремонт этого здания. Чем воспользовались представители различных культов.

Где же брали деньги оставшиеся попы? Тут все очень просто: в отдельных местах было в любом случае достаточно верующих, чтобы содержать незначительную часть духовенства. Допустим, если даже 1% городского населения будет регулярно посещать несколько храмов, то там уже будут доходы.

Поэтому попы отказались от очень дорогих храмов, и перешли к средним. Но обязательное условие – наличие значительной части прихожан. За эти места сражались, а когда некоторые деятели победить не могли, то они просто раскалывали. Именно так появились всякие «живые» и обновленческие церкви.

Все зависело от положения попа. Верхушка заняла самые доходные места, а остальным попам пришлось туго, ибо отсутствовал источник дохода. Поэтому они в основном покинули церкви добровольно.

Незадолго до революции в стране было около 55 тыс. действующих храмов. Они были повсюду, в том числе в сельской местности, где денег-то особо не водилось никогда, и где попы работали именно по той причине, что платило государство.

Без всяческой поддержки никакого смысла находиться в этих храмах (особенно сельских) просто не было. Так что храмы забросили. Иногда их переделывали под склады, но чаще всего просто не трогали.

Со временем храмы становились аварийными и их в итоге сносили. В чем же здесь преступление? Храм принадлежал правительству, его могли в любой момент передать церкви, но церковь не забирала, поскольку храм не приносил доход, что является главным мотивом деятельность религиозных организаций.

Несмотря ни на что, многие храмы сохранились, даже были посещаемыми. Там «служили» именно главы церкви, и имели приличный источник доходов, т. к. помимо всего прочего еще облагали «данью» остальных попов в стране, которые были им обязаны своим местом. Это было реальное влияние РПЦ. И если в Российской империи было 55 тыс. храмов, то в 80-е годы прошлого века их осталось около 7 тысяч.

История Церкви в советский период полна драматических и трагических моментов, это история борьбы и сосуществования.
С первых дней победы большевистской революции православные иерархи оказались перед нелегким выбором: начать открытое духовное сопротивление атеистическому государству или попытаться ужиться с новой властью, несмотря на всю её враждебность. Выбор был сделан в пользу второго, но это не означало полной покорности. В годы Гражданской войны руководство РПЦ не раз выступало с гневными протестами против тех или иных действий советской власти. Например, были публично осуждены позорный Брестский мир и расстрел Царской семьи.

19 января 1918 года с одобрения Поместного Собора Патриарх Тихон издал свое знаменитое Послание с анафемой "безумцам", творящим "кровавые расправы", хотя виновные не были названы прямо.

Однако тот же Тихон сказал "Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога" («Акты патриарха Тихона», М. 1994, стр.296).

В годы Гражданской войны тысячи священнослужителей стали жертвой Красного террора.
В 1921 г. началась кампания по изъятию имущества РПЦ.

Изъятие церковных ценностей, 1921 г.:

Конфискованные митры, 1921 г.:

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

В июне 1922 г. в здании Филармонии в Петрограде начался публичный судебный процесс по делу о сопротивлении духовенства изъятию церковных ценностей:

Трибунал приговорил к смертной казни 10 человек, включая митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката И. М. Ковшарова и профессора Ю. П. Новицкого. Им вменялось в вину «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти». ВЦИК оставил смертный приговор по отношению к ним в силе, заменив шестерым расстрел на тюремное заключение. Другие осужденные получили различные сроки лишения свободы (от одного месяца до 5 лет), 26 человек были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года приговор в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение (см. "Петроградский процесс 1922 года" в Вики).

Закрытие Симонова монастыря. Красноармейцы выносят церковные ценности из разорённой обители. 1923 г.:

Разбор награбленных церковных ценностей в Гохране. Фото 1921 или 1922 г. :

Сортировка изъятых ценных предметов, 1926 г.:

Хотя массовое закрытие храмов началось лишь в конце 1920-х, уже к середине этого десятилетия многие из них были "перепрофилированы" под советские нужды.

Рабочий клуб, 1924 г.:

Особо следует отметить антиколокольную кампанию. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. По всему СССР со звонниц сбрасывали колокола и отправляли на переплавку "для нужд индустриализации":

Около 1929 г. начинается самый трагический период антицерковной кампании - массовое закрытие храмов, а затем и их массовое разрушение.

Снос собора св. Николая в Харькове:

Символическим рубежом стало уничтожение мемориального Храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 г.:

Кафедральный собор Иркутска в период сноса, 1932:

Снос церкви Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот в Москве, 1934:

Снос церкви Дмитрия Солунского в Москве, 1934:

По негласной разнарядке полному сносу подлежали не менее половины храмов в каждом городе, большинство остальных были обезглавлены и перестроены под светские нужды.
Пик вакханалии сносов пришёлся на 1935-1938 гг., т.е. практически совпал по времени с Большим Террором, в ходе которого были истреблены и отправлены в лагеря десятки тысяч священнослужителей.

Екатерининский собор в Царском Селе, 1938:

Накануне войны Церковь в СССР находилась на грани полного уничтожения. Во многих крупных городах оставалось по одному действующему храму.

Тяжелые поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны заставили советское руководство резко изменить политику в отношении Церкви, поскольку это было необходимо для поддержания морального духа населения и воинов. В короткий срок вновь открылись тысячи храмов, священнослужители стали участвовать в общественной жизни, собирали средства на постройку военной техники. А некоторые из священников защищали Родину с оружием в руках.

Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль:

Отец Фёдор Пузанов в боевом строю:

Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами:

8 сентября 1943 г. впервые в советское время был избран Патриарх РПЦ.
Крёстный ход 9 мая 1945 в Ставрополе:

На параде Победы, 1945 г.:

В послевоенные годы, при жизни Сталина, эти укрепившиеся позиции Церкви были сохранены. Последняя, в свою очередь, отвечала полной лояльностью советскому правительству и активно участвовала во всех его пропагандистских мероприятиях, в т.ч. внешнеполитических.

Конференция религиозных объединений СССР по защите мира в Загорске, май 1952 г.:

Верующих призывали неустанно молиться за здоровье вождя, особенно, в период его болезни.

У гроба Сталина, март 1953:

Последняя волна гонений на церковь началась при Хрущёве, фанатичном атеисте, заявлявшем, что "мы не возьмём с собой церковь в коммунизм". В начале 1960-х были вновь закрыты тысячи храмов и разрушены многие сотни, включая выдающиеся памятники архитектуры.

Кони в заброшенном храме, 1960-е:

При Брежневе положение в СССР окончательно стабилизировалось. Это было существования в рамках своего рода социальной резервации под плотным контролем КГБ.

На банкете в честь 60-летия Октября, 1977 г.:

Автору сайта "Помочь" довелось в 1993-2004 годах принимать участие в экспедициях детского клуб путешественников "Зюйд-Вест" Центра образования №109 г. Москвы. Клуб проводит экспедиции в трех регионах реки Волги. Две экспедиции: под Белым Городком Кимрского района, на участке Углич - Калязин - ежегодно проходят по одним и тем же местам. Третья экспедиция каждый год проходит новые маршруты, спускаясь ежегодно все ниже и ниже по Волге. За период с 1992 года участники клуба прошли от Твери до границы Татарстана с Ульяновской областью.
Автор сайта "Помочь", занимаясь с детьми выявлением мест разрушенных храмов, с целью установки на местах храмов памятных православных крестов, в какой-то момент осознал, что очень многие местные жители сообщают о том, что люди, которые участвовали в разрушении храмов, очень скоро погибали тем или иным образом. Подумалось, что подборка таких сообщений за много лет в разных селах может иметь на детей положительное воспитательное воздействие. Поскольку такая подборка о карах БОЖЬИХ смертных грешников является убедительным свидетельством бытия БОЖЬЕГО для детей, воспитанных преимущественно в материалистическом духе. Действительно одно, два таких сообщения ребенок может и не заметить, отнести к случайности, попросту не задуматься о нем. Но если из года в год разные участники экспедиций фиксируют в разных селах одни и те же свидетельства от разных людей, то это уже приобретает математическую статистическую убедительность.
Представляется целесообразным для педагогов, стремящихся дать своим ученикам православное воспитание, включать во время поездок по России в тематику опросов местных жителей вопрос о карах БОЖЬИХ за разрушение храмов и систематически фиксировать полученные сведения. Это имеет большое воспитательное значение для детей. Поскольку по сравнению с другими грехами, на искупление которых милосердная ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА дает человеку время, грех разрушения храма является, по-видимому, смертным. То есть его уже не возможно искупить, и пребывание человека на Земле становится, наверное, бессмысленным. Вероятно, поэтому человек очень быстро погибает. Следовательно, сведения о карах Божьих за такие грехи являются особенно наглядными и вразумляющими. Важно отметить, что одни из сел, упомянутых здесь, были русскими, другие мордовскими, третьи малаго народа - каратаи. Это, по-видимому говорит говорит, что воля ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ по наказанию грешников проявляется для всех народов России. Следовательно, у всех народов России - общая судьба.

Кары разрушителям храмов: первые свидетельства

Первое свидетельство этого рода я узнал еще в 1985 году во время работы в селе Заостровье Виноградовского района Архангельской области. Там многие жители вспоминали Митьку-комсомольца, который активно участвовал в осквернении храмов, и вскоре после этого погиб.
Все следующие сообщения относятся уже к экспедициям клуба "Зюйд-Вест" на Волге. В селе Воздвиженском Угличского района Ярославской области на реке Пукше рассказывали о двух людях, которые полезли снимать балки с уже закрытого храма и разбились. В селе Павловском свидетельствовали, что самые активные участники закрытия храма погибли в первые же дни войны. В селе Белом (это уже в Тверской области под Белым Городком) говорили о человеке - активисте осквернения храма, который вскоре умер прямо на дороге около села. Были и другие свидетельства, которые я по безалаберности документально не зафиксировал.
Необходимо иметь в виду, что чаще разрушали храмы приезжие люди, судьбу которых местные жители не могли знать, рассказывают старожилы только о своих земляках. Это говорит в пользу достоверности сообщаемых фактов.
Осознав важность темы, я с 2002 года уже специально ориентировал детей на особое внимание к этому вопросу. И опросы под Казанью дали сразу много свидетельств о наказаниях грешников. Некоторые из этих фактов имеют характер неопровержимых достоверных свидетельств, некоторые же являются доказательством живой народной православной веры, но не обладают стопроцентной исторической достоверностью. Приведу собранные факты в хронологическом порядке.

Кары разрушителям храмов: свидетельства собранные в 2002 году под Казанью.

В селе Ключищи мы беседовали со священником Сергием, настоятелем храма ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Священник нам рассказал, что при строительстве каменного храма в 18 веке на месте деревянного крестьяне бревна от разобранного храма продали богатому крестьянину. Вскоре в селе произошел пожар, сгорели все дома, кроме домов священников. Этот же священник рассказал, что в 1961 году, когда с храма снимали колокола, подломилась балка. Одного рабочего убило, а двоих поколечило. Надо отметить, что священник Сергий приезжий - из Подмосковья. Следовательно эти рассказы он мог узнать только у местных жителей.
В селе Теньки бабушка Маша - активист общины храма ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ рассказала, когда с храма снимали колокола, одного из рабочих парализовало.
В селе Мор Каратай завуч местной школы Тимофеева Елена Александровна, что местный храм долго не удавалось разрушить: тросы рвались и отказывала техника. Дети, игравшие на территории и на руинах церкви впоследствии стали калеками или слепыми. Интересно отметить, что эти истории, которые могут показаться кому-то не достаточно достоверными, рассказала наиболее образованная свидетельница. Это, думается, с одной стороны говорит о живой православной вере рассказчицы, а с другой стороны особо подчеркивает неопровержимую достоверность других приведенных в статье свидетельств, сообщенных простыми малообразованными людьми.

Кары разрушителям храмов: факты, собранные в 2003 году под Казанью.

Волжская экспедиция 2003 года по маршруту Камское Устье - село Урюм дала особенно обширный и глубокий материал по рассматриваемой теме.
Вот основные из собранных фактов:
Факт №1. Все местные жители, участвовавшие в разорении храма села Бессоново, погибли на войне (инф.: Пичугина Екатерина Семеновна 1923 г.р. с. Бессоново).
Факт №2. С храма селе Бессоново хотели снять колокол. Никто не соглашался это сделать. Вызвался один учитель "маленький, черненький". Колокол снял и вскоре заболел. Его положили в больницу, вырезали желудок, он умер (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р. с. Бессоново).
Факт №3. В селе Тертели хотели сломать храм (это недавно было). Никто не соглашался. Один человек (Пронин муж) согласился, полез и разбился. После этого все боятся прикасаться к церкви в с. Бессоново, даже для того чтобы сломать старую с целью строительства новой церкви (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р. с. Бессоново).
Факт №4. В селе Кадышево давно пытаются сломать храм (наполовину разрушили). Как начинают вновь разрушать, кто руку, кто ногу сломает. Так его и оставили (инф.: Еропкины Федор Михайлович1933 г.р. и Тамара Федоровна 1934 г.р. с. Бессоново).
Обратите внимание, что в приводимых фактах конкретные детали "маленький, черненький", "Пронин муж" и другие повышают достоверность получаемых сведений. Поэтому такие детали надо обязательно фиксировать.
Факт №5. Когда ломали поповский дом, человеку, который его купил, на голову упала балка при сборке дома на новом месте. Через 2 дня он скончался. Пред разборкой дома его предупреждали, что если он хочет жить в нем, то пусть дом останется на том же месте, а переносить его нельзя. Держали балку перед тем как уронить сын хозяина и еще мужчина (не вспомнила Анна Сергеевна, кто именно). Опять конкретные детали. Произошло это лет пять назад (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р., Еропкины Федор Михайлович1933 г.р. и Тамара Федоровна 1934 г.р. с. Бессоново).
Факт №6. Здание церкви в с. Бессоново, после того как там закрыли школу стали растаскивать местные жители (инф. Еропкины) и дачники (инф. Яшина). "Вот им ничего не делается…" - сказала Яшина Анна Сергеевна с некоторым удивлением. "Но ничего хорошего это никому не принесло. Муж Тамары Федоровны тоже оттуда что-то стащил, и после этого попал в аварию" (инф. Еропкины).

Быть достойным установить крест (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Анна Сергеевна вспоминала, что в молодости ей "люди рассказывали" следующее.
В каком-то селе стали строить храм. Когда храм был закончен, надо было установить крест. Полез сын священника. Залез наверх и вместо одной дырки увидел две. Закружилась голова. Священник крикнул ему: "Прощайся с народом и с вольным светом". Сын священника упал и разбился.
Эта история не имеет конкретных деталей. Ее рассказывали Анне Сергеевне в ее молодости о прошедших годах, так как в 1920-х - 1930-х годах храмы уже не строили. Эта история полулегендарная и представляет интерес как образец устного народного сказания самого начала 20 века (до революций 1917 года). Ее, возможно, надо истолковать так: "сын священника был не достоин установить крест на храме". Эта история напоминает всем, что участие в установке креста, работа на строительстве православного храма - это очень ответственное дело.

"Стирать нельзя в праздник". (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана).

В селе Бессоново жила учительница Евдокия. Она стирала по праздникам. Сосед, дедушка сказал ей: "Евдокия, не стирай в праздники, в огне будешь гореть". Она не послушала. Через некоторое время загорелась ее изба. В избе были дети. Евдокия пыталась спасти детей. Дети сгорели, а она наполовину. Перед смертью она сказала: "Прав ты был, дедушка, "в огне будешь гореть". Дети и она похоронены на местном кладбище. Бабушки ухаживают за могилой. Помнят, где конкретно стоял ее дом. Эта история, имеет много конкретных деталей.

Плачущая икона. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Это уникальнейшая история со многими конкретными достоверными деталями.
В молодости Анна Сергеевна (напомню 1913 года рождения) ходила поводырем слепой старушки. Однажды они пошли в село за Ульяновском. Название села она назвала невнятно (Чердок?). Но указывает, что сейчас в этом селе остался один дом, что в 10 км. от него живет ее сестра (то есть Анна Сергеевна имела в виду совершенно конкретное место).
Когда Анна Сергеевна (тогда еще Аня), будучи поводырем слепой богомолки пришла в это село, там было много народу и священники. Стояла икона. Все пытались ее поднять, чтобы обнести вокруг храма, и никто не мог. Священники плакали, что нет достойных поднять икону "Боговерующих" как сказала Анна Сергеевна. Тогда два мальчика, один по возрасту примерно 15 лет, а другой моложе легко подняли икону и 2 раза обнесли ее вокруг церкви. Было очень много народу и, чтобы увидеть получше Анна обошла толпу сбоку. При этом Анна увидела, что икона плакала. Анна Сергеевна несколько раз показала на своем лице, как икона плакала. Этот рассказ имеет очень много конкретных достоверных деталей (указание на место села, обошла толпу сбоку).

Окаменевший мальчик. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Произошло это в 20 км. от места, где живет сестра Анны Сергеевны. Это было до войны. Была вечеринка молодежи в избе. Молодежь танцевала. Один парень во время танцев хотел украсть икону и окаменел. Сел на пол, и стал неподвижен. Врачи приходили и не могли определить, в чем дело. Одного "Боговерующего" человека не пустили. Этот человек сказал, что оживет на Пасху. Дом огородили забором, поставили караул милиции, чтобы никто не ходил в избу. Сначала ходило к этому дому народу много, потом меньше. То есть это событие произошло задолго до Пасхи. В Пасху окаменевший парень исчез, хотя был караул милиции. Этот дом показывала ей сестра. Далее Анна Сергеевна вспоминала, что в последствии сделали с этим домом. Обилие конкретных деталей тоже свидетельствует о достоверности рассказа.

Случай в Ульяновске. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

В молодости Анна Сергеевна приехала в Ульяновск на какой-то праздник. Увидела много народу. Подошла, спросила: "В чем дело?". Ей показали на дырки в земле и сказали: "Слушай". Она послушала, там раздавались "охи", похожие на человеческие. Ей сказали, что здесь собираются строить храм и "зарыли в землю девочку". Анна Сергеевна до сих пор сомневается, ложь это или правда, и спрашивала опрашивавших ее детей, участников клуба "Зюйд-Вест", могло ли такое быть? Этот пример не относится напрямую к теме статьи. Но он приводится в статье, поскольку, с одной стороны является интересным примером "антирелигиозной пропаганды" 1920-1930-х годов. Кроме того, этот рассказ, а особенно бесхитростный вопрос Анны Сергеевны "могло ли такое быть?" является очередным доказательством исторической достоверности и других ее рассказов. Девяностолетняя Анна Сергеевна, прожившая всю жизнь в родном селе, имеющая начальное образование сначала ничего не рассказывала, а только сидела и слушала рассказы своей дочери и более молодых соседок. Слушая эти рассказы Анна Сергеевна вдруг настроилась "на волну своей памяти" рассказывала все, что вспоминалось, не проводя какого-либо отбора или интерпритации. Это говорит об исторической достоверности сообщенных ей сведений.

Села Сюкеево и Мор-Каратай: кара Божия селу.

Село Сюкеево называют "черным селом". Говорят, кто в него из приезжих людей въезжает, тот не выезжает: пропадает в неизвестности. Поэтому ехали "зюйд-вестовцы" в это село с некоторым опасением. И действительно, когда были в Сюкеево, директор местной школы (Елена Ивановна Колесова) подтвердила, что в селе живут злые люди, убивают друг друга, и даже село было (в 18 веке) обнесено черными столбами (2 столба на въездных дорогах). Бабушка Елены Ивановны говорила о своих земляках: "Сами себя погубят люди". Бабушка даже увозила крестить Елену Ивановну в другой район (Буинский). Люди исчезают в селе Сюкеево и в наше время. Лет 5 назад девушка приехала в село работать в аптеку. Куда-то уехала и не вернулась (исчезла в данном случае вне села). Мужчина пропал в селе в 2003 году. Далее Елена Ивановна сама сказала безо всяких наводящих вопросов: "Может быть и правда, это все происходит, потому что жители села убили святого человека?". То есть святого Михаила, похороненного в расположенном неподалеку селе Мор-Каратай (о разрушении храма в этом селе рассказано выше). Надо отметить, что Елена Ивановна, судя по ее разговору, не верит в Бога. И тем более характерным является в таком случае ее фраза "Может быть и правда, это все происходит, потому что жители села убили святого человека?". То есть об этом в селе идут разговоры местных жителей. Что же это был за человек Михаил, почитаемый жителями села Мор-Каратай и многих окрестных сел святым? О нем рассказала уже упоминавшаяся Тимофеева Елена Александровна - заведующая учебной частью средней школы села. Вот эта история: На берегу Волги неподалеку от села Мор-Каратай поселился человек по имени Михаил. Он построил часовню на корнях деревьев, под часовней протекал ручей. Человек посвятил свою жизнь Богу. Он говорил, где буду похоронен, там не будет засух, больших пожаров, голода. К нему ходило много народу. Мужики из села Сюкеево убили Михаила, так как приревновали к нему своих жен, поскольку не понимали, зачем их жены ходят к нему. Убийцы хотели перевезти тело Михаила к себе в село. Но, когда погрузили тело в лодку, лодка не сдвинулась. Мужики были вынуждены занести тело убитого обратно в часовню и уехать. Жители села Мор-Каратай похоронили Михаила в своем селе возле храма. Храм был разрушен в 1930-х годах, а могила Михаила сохранилась. Жители села Мор-Каратай и окрестных сел почитают Михаила за святого, ухаживают за его могилой и часовнями, которых сейчас три. Интересно, что даже в "колхозные времена" власти выделяли автобусы, чтобы свозить жителей окрестных деревень молиться Михаилу о хорошей погоде. Эта история является радостным подтверждением неоскудевающей народной православной культуры. В тоже время можно предположить, что за убийство Божьего человека Михаила на жителей села Сюкеево и на многие поколения их потомков была наложена кара Божья. Село Сюкеево стало "черным" селом, заселенным злыми людьми.

О разрушении храма в селе Урюм

В мордовском селе Урюм Татарстана на месте нынешней школы был храм. Куркова Евдокия Евдокимовна (1928 года рождения) рассказала, что никто из тех, кто разрушал храм не умер своей смертью. Один из них сошел с ума. Он пошел в сторону Волги. Потом его нашли замерзшим в поле. Руки раскинуты, ноги вместе - он лежал в форме креста. Другой ярый активист разрушения храма сгорел в амбаре. Другие жители того же села Урюм Козлов Михаил Васильевич (1930 г.р.) и Козлова Клавдия Ивановна рассказали, когда мужик снимал крест с церкви, поднялась "буря вольная, что свет не видать". Невозможно было дойти до школы.

Союз Советских Социалистических Республик был создан большевиками в 1924 году, на месте Российской Империи. В 1917 году Русская Православная церковь (РПЦ) была глубоко интегрирована в самодержавное государство и имела официальный статус. Это был главный фактор, который больше всего волновал большевиков и их отношения к религии. Они должны были полностью взять под свой контроль русскую церковь. Таким образом, стал первым государством, одна из идеологических целей которой, ликвидации религии и ее замена на всеобщий атеизм. Коммунистический режим конфисковал церковное имущество, высмеивал религию, преследовал верующих и активно распространял атеизм в школах и учебных заведениях.

Конфискация ценностей гробницы Александра Невского.

Восстановленная фотография «Красногвардейцы переоборудуют церковь под клуб». Центральный Государственный архив кино-фото-фоно-документов СССР. А. Варфоломеев/РИА Новости

Суд над священником.

Церковную утварь разбивали.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год.

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

Советская агитка:

РЕЛИГИЯ охотно одевается в узорные одежды ИСКУССТВА. ХРАМ это особого типа ТЕАТР: АЛТАРЬ - СЦЕНА, ИКОНОСТАС — ДЕКОРАЦИЯ, ДУХОВЕНСТВО - АКТЕРЫ, БОГОСЛУЖЕНИЕ - музыкальная ПЬЕСА.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

Конфискованные митры, 1921 г.

В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Арестованные священники, Одесса, 1920 год.

Атеизм был нормой в школах, учебных заведениях и филиалах коммунистических организаций (например, комсомол и пионерия), очень жество боролись с религией и в средствах массовой информации. В 1920-х и 1930-х годов, были даже специализирующиеся на антирелигиозной деятельности организации, например — Лига воинствующих безбожников.

С Воскресением Христовым боролись рейдами и танцами в храмах, а верующие устраивали «горячие точки» и исповедовались в письмах. Если религия - опиум, то Пасха - его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник.

На борьбу с церковью в СССР не скупились.

Из переоборудованных помещений храмов делали клубы для молодежи, организовывали производства или использовали, как склады для промтоваров.

Верующего, могли выгнать с работы или исключить из колхоза. Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя. Крестились украдкой, быть православным стало очень опасно.

В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню, по словам исследователей, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозников старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы и шумные веселья.

Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми советскими. «Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел попов), которые должны были отвлекать народ от православия, иметь понятную ему форму и идейное содержание, - рассказывает историк Виктор Еленский. - Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи». Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х - уж слишком издевательскую омерзительную пародию представляли они собой.

В конце 40-х в семьях предпраздничные пасхальные приготовления все еще держали в тайне. «Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, то его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители - местную интеллигенцию, - приводит он пример из свидетельств участников тех событий.

Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию.

Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество.

«Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость - идти в церковь на святую Пасху!».

Неожиданный всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад - «братья и сестры!».

А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», - отмечает Виктор Еленский. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел прекратили, как слишком жестокие, верующим выделили помещения для тихого проведения любимого праздника.

На атеистическую пропаганду в СССР выделяли сумасшедшие деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной СССР манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем. Особенно наседали на Западную Украину.

Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок - транслировали редкие телеконцерты (Мелодии и ритмы зарубежной эстрады). «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь музицирующий оркестр, или розыгрывали похабные спектакли и сценки, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», - рассказывает уроженец Виннитчины Николай Лосенко.

А в родном селе сына священника Анатолия Погодина ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно - звук приглушался. «Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще - ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных.

Ближе к 90-м борьба с религией сбавила темп и напор. Адекватные «контролеры» никого не карали. «Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, - рассказывает Погодин. - Хотя и сами надзирающие и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали этим».

Загрузка...