Здоровье в вашем доме

Консультация по подготовке к гвэ "изложение с творческим заданием". Материал для подготовки к гвэ по русскому языку Задания для пробного гвэ по русскому языку

Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере одного-двух произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника экзамена).

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения для написания сочинений из комплекта с пометой «А» или «С» от 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в которой указаны другие требованиям к объему сочинений. Объем сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращен: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Гвэ-9 в форме изложения с творческим заданием

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося.

Текст для изложенияпредставляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.

Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Инструкции по выполнению задания должны быть доведены до сведения экзаменуемых.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Особенности изложение с творческим заданием с пометой «А»

Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности изложения с творческим заданием с пометой «К»

Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Изложение с творческим заданием
Вариант 1

Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту эссе Д. Гранина «Бездушие и равнодушие».
  1. «Как, с Вашей точки зрения, можно ответить на финальные вопросы автора статьи?»

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи *.

Текст для прослушивания**

В прошлом году со мной приключилась беда. Шёл я по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик***, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся - лицо залито кровью, рука повисла плетью. Чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая

* Задание к экзаменационной работе см. на сайте www.fipi.ru .

** Тексты для прослушивания подобраны автором.

*** Бордюр.

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо, не тратить времени, сил, стало чувством привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своём поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него.

И после войны это чувство взаимопомощи долго оставалось среди нас. Но постепенно оно исчезло. Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и это тоже стало нормальным?

(ПоД.Гранину) 376 слов

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 2

Вариант 2 Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту эссе Д. Гранина «Музей забытых старых вещей».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос «Как, с Вашей точки зрения, можно ответить на финальный вопрос автора статьи?» Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Текст для изложения

Однажды в мастерской у художника Васильковского я увидел альбом, куда он по памяти рисовал людей 30-х годов. Взрослые тёти и дяди из его детства. Я листал страницы и узнавал. Рисунки ожили, задвигались, из памяти стали появляться одетые в костюмы тех лет знакомые, как будто художник подсмотрел мои воспоминания. Наши улицы, наш двор, извозчиков... Это был город, в котором прошло детство нас обоих. А главное, я вспоминал ещё и разные вещи, которые тогда были, а теперь их нет. Одни вещи стали ненужными, другие изменились, третьи, может быть, вернутся.

Вот тогда мы решили собрать всё, что сохранилось у нас в памяти: художник нарисует, а я расскажу, чтобы как-то запечатлеть облик той реальности, потому что у нас, к сожалению, почти нет музеев истории нашего советского быта. Такие музеи, конечно, будут, но есть вещи, которые в эти музеи не попадут, их туда невозможно поместить - например, треск берёзовых поленьев в печке...

Мир вещей обновляется всё быстрее, заступают новые и новые марки электроплит, холодильников, телевизоров, автомобилей, пылесосов. Куда-то деваются старые, появляются усовершенствованные. Фасоны обуви, детские игрушки, лыжи... Всё сменяется, и уже

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

не раз и не два в жизни одного поколения. Светильники, поезда, дома, самолеты... Что уж тут говорить об одежде или шляпках.

Мы всё время избавляемся от забот, связанных с вещами. Чаще всего выбрасывают пластмассовую посуду, чтобы не мыть её, выбрасывают бумажные скатерти, часы, которые ходят полтора года. К вещам не успеваешь привязаться, подружиться. Примерно то же самое происходит во всём нашем быте. Лёгкие стулья, непрочная мебель. Сейчас не покупают её в расчёте на наследников.

Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. Вещи могут вернуться. С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью Дождя и восторгом перед огромностью неба. Конечно, вернуть те чувства нельзя. Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. В этом заповеднике он акварельно обольстителен. На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. Воодушевление и зов... Сейчас город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?..

(По Д. Гранину) 378 слов

Вариант 3
Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту лекции Ю. Лотмана «Круги совести».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос «Чему, с Вашей точки зрения, учатся люди?» .

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 3

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов. *

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

В одной из своих книг философ Руссо написал: «Я такой, как и все, и я ни на кого не похож». Это очень глубокое замечание: человек, во-первых, такой, как все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Но другому меня не так легко понять...

Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не учил. А Пушкина все понимают одинаково? Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие - неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши.

Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю, я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Жизнь требует от человека очень многого. У него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки нахо-

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

дятся, значит, у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда...

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу.

(По Ю. Лотману) 357 слов

Вариант 4
Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа К. Паустовского «О живописи».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. «В чём причина этих непроливающихся слёз?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце. Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то,* чего мы совсем не видим. Только поеле его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше.

Французский художник Моне приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. На картине Моне готические очертания аб-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 4

батства едва выступают из тумана. Написана картина виртуозно. Но, когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман уМоне был окрашен в багровый цвет, тогда как даже из хрестоматий было известно, что цвет тумана серый.

Дерзость Моне вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый. Тотчас начали искать этому объяснение. Согласились на том, что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма и этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома. После картины Моне все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник. Моне даже прозвали «создателем лондонского тумана».

Импрессионисты как бы усилили солнечный свет. Они писали под открытым небом и иногда усиливали краски. Это привело к тому, что земля на их картинах предстала в ликующем освещении. Земля стала праздничной. В этом не было никакого греха, как нет его ни в чём, что прибавляет человеку хотя бы немного радости. Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности.

Мне посчастливилось несколько раз быть в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слёзы.

В чём причина этих непроливаюшихся слёз? В том, что в этих полотнах - совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им.

(По К. Паустовскому) 380 слов

3. Зак. № 44

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

Вариант 5
Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Н. Акимова «Нужны ли хорошие манеры?»

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

НУЖНЫ ЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ?

Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитывать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражённости, порождаемых грубым или нелюбезным поведением людей, они сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.

Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособней и предприимчивей того, который должен каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство.

Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и во взглядах человека. Что же это за основы?

Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях. Терпимость и гуманность нашего общества поселили во многих неустойчивых душах убеждение, что «всё сойдёт»...

Во-вторых, притупление чувства справедливости.

Понятие о справедливости возникает у человека в самом ранйем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Прежде всего ребёнок приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий и преимуществ перед своими товарищами. Затем он постигает по-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 5

лезнейшее для его дальнейшей жизни умение ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки. Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры,- необходимый атрибут человека. *

Если покопаться в душе каждого хамящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды.

Это прежде всего наплевательское отношение к своему ближнему, к его мнению и удобствам. Твёрдая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют, и желание урвать от жизни как можно больше.

Нередко и самые хорошие люди обижают своих близких. И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто - по недосмотру, недомыслию, невниманию. Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива.

Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку.

Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его непосильными трудами. Это бесплатное приложение к жизни, и, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически.

Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход - хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

(По Н. Акимову) 380 слов

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

Вариант 6
Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Д. Лихачёва «Цель жизни».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос «Какие жизненные цели и задачи являются главными в жизни?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, - неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 7

своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно ббльшую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится - другое дело...

(Д. Лихачёв) 336 слов

Вариант 7
Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка С. Львова «Сострадание».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос, поставленный автором в тексте: «Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Сострадание - активный помощник.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе её недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут, если дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

Бесчувственным кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрвсть. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое ис-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 8

пытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.

(С. Львов) 354 слова

Вариант 8
Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа К. Паустовского «Дядя Гиляй».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос «Какое огромное культурное дело, по мнению автора, делают такие люди, как Гиляровский?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

ДЯДЯ ГИЛЯЙ

Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александрович Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому. Он был живописен во всём - в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во внешности, в разносторонней бурной талантливости.

Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого.

Человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. С Гиляровским дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие писатели, актёры и художники. Гиляровский мог гордиться ещё и тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты знаменитой Хи-тровки - приюта нищих, босяков, отщепенцев.

Каждому времени нужен свой летописец исторических событий, быта и уклада. Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Поэтому так ценны для нас рассказы Гиляровского - «комментатора своего времени». К сожалению, у нас таких писателей почти не было. Нет их и сейчас. А они делали и делают огромное культурное дело.

О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва». Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно её представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был своего рода средоточием Москвы. По существу это был редкий музей культуры, живописи и быта чеховских времён. Необходимо бережно сохранить его как образчик московского житейского обихода девятнадцатого века.

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. Это - своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток. Не £ажно - много или мало они написали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общест-

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 9

венная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась
в их деятельности. Важно то, что они определяли собой своё время.

Таким был Владимир Александрович Гиляровский - поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа.

(По К. Паустовскому) 362 слова

Вариант 9
Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К. Паустовского.

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированное толкование финальной фразы текста. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.

Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил наИльинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. Если, конечно, туда попадёшь. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. Но, конечно, если и туда ты попадёшь».

И всё сбылось. Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. В бездонной синеве

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика. Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.

Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, наИльинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо... Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце - тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.

Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. Я полюбил Францию давным-давно. Сначала умозрительно. А потом вплотную, всерьёз. Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:

На святой Руси петухи кричат -

Скоро будет день на святой Руси...

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, Как нельзя жить без сердца. ,

(По К. Паустовскому) 370 слов

Задания. Изложение с творческим заданием. Вариант 10

Вариант 10
Задание

  1. Прослушай"ре текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Д. Лихачёва «Память».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос «Почему память является нашим богатством?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Память - одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, - часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты...

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время

Русский язык. ГВЭ. 9-й класс

на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания не только детей, но и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям - всё это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.

Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство.

(По Д. Лихачёву) 303 слова


ПРОЕКТ Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку Экзаменационная работа соответствует целям обучения русскому языку в основной школе. В основу отбора элементов содержания, которые стали объектами проверки, был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Выбор экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) выпускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения). Обе формы экзаменационной работы постоянно используются в практике преподавания русского языка, известны школьникам, а овладение умениями, проверяемыми на экзамене, является основой формирования предметных компетенций (см. образцы заданий для проведения ГВЭ по русскому языку). На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). При организации экзамена следует учесть, что для его проведения потребуются разные помещения для выпускников, выбравших форму сочинения, и выпускников, которые будут работать над изложением с творческим заданием. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями. В экзаменационный комплект тем сочинений включаются четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, и прилагаются краткие инструкции для выпускника (см. образец экзаменационного материала). Все темы раскрываются в жанре сочинениярассуждения. Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем выпускником могут быть приведены аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт выпускника (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения. Четвертая тема связана с художественными произведениями, изученными в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться выпускником на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника). Изложение с творческим заданием (см. образец экзаменационного материала) содержит текст, творческое задание, комментарий к нему. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент (или законченный текст) статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Примерный объем текста для изложения – 250-400 слов. Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Прослушанный текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения. Выпускники должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого выпускника). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения. Предложенный для изложения текст читается дважды. Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием. Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием. Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии, общими для всех видов работ являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6). 1 При проверке сжатого изложения оценивается сформированность следующих умений:  адекватно воспринимать информацию прослушанного текста;  точно и лаконично излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;  осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;  оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:  создавать текст в соответствии с заданной темой;  обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в прослушанном тексте (при выполнении творческого задания);  логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;  подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;  выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;  осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;  оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. При проверке и оценке сочинения или творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимитируется, но устанавливается минимальный объем. 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ГВЭ-9 1. Критерии оценки сочинения на литературную тему Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу 6). Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1 – ФК1 выставляются соответствующие баллы (см. таблицу 6). При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. № СЛК1 Таблица 1 Критерии оценки сочинения на литературную тему Баллы Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на 3 авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на 2 авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла) и/или не обосновывает свои тезисы 1 Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям СЛК2 и СЛК3 сочинение оценивается 0 баллов. 0 3 СЛК2 СЛК3 Обоснованность привлечения текста произведения Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения) Текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом) Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются Композиционная цельность и логичность сочинения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности В сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, и / или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и / или есть отступления от темы сочинения В сочинении не прослеживается композиционный замысел, и / или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и / или нет связи между частями и внутри частей Максимальное количество баллов за сочинение на литературную тему по критериям СЛК1– СЛК3 4 2 1 0 2 1 0 7 2. Критерии оценки сочинения на свободную тему Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу 6). Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 – ССК3 оценивается 0 баллов. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1 – ФК1 выставляются соответствующие баллы (см. таблицу 6). При оценке сочинения следует учитывать объём. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Таблица 2 № ССК1 ССК2 Критерии оценки сочинения на свободную тему Баллы Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует 3 свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует 2 свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно 1 и / или не обосновывает свои тезисы Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения 0 *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение оценивается 0 баллов. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, 2 соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, 1 соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения 5 ССК3 Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения Композиционная цельность и логичность сочинения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности В сочинении есть нарушения композиционной цельности. Части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, и / или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и / или есть отступления от темы сочинения В сочинении не прослеживается композиционного замысла, и / или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и / или нет связи между частями и внутри частей Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1– ССК3 0 2 1 0 7 3. Комплект критериев оценки сжатого изложения и выполнения творческого задания к изложению Сжатое изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах 3–5. Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сжатого изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу 6). Оценка смысловой цельности, речевой связности и последовательности созданного экзаменуемым текста (см. таблицу 5) даётся за выполнение двух видов работы в целом (изложение и творческое задание). 6 3.1. Критерии оценки сжатого изложения При оценке изложения следует учитывать объём сжатого изложения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Таблица 3 № ИК1 Критерии оценки сжатого изложения Баллы Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание 1 прослушанного текста Экзаменуемый не передал основное содержание прослушанного текста ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК2 0 1 0 2 3.2. Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению Среди критериев, по которым оценивается творческое задание (сочинение), первый критерий (содержательный аспект) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов. При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. № КТ1 Таблица 4 Баллы Критерии оценки творческого задания Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос, приняв в качестве тезиса формулировку задания Экзаменуемый не даёт ответ на вопрос *Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов 7 1 0 КТ2 КТ3 Отражение собственного мнения экзаменуемого Экзаменуемый выразил собственное мнение сформулированной проблеме Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано или сформулировано неверно Аргументация экзаменуемым собственного мнения по Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента) Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1– КТ3 1 0 1 0 3 3.3. Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложение и творческое задание) Таблица 5 №1 Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения и творческого задания Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 2 цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, – в работе нет нарушений абзацного членения текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 1 цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка во всей работе, и / или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный 0 замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и / или имеются два случая нарушения абзацного членения текста Максимальное количество баллов за смысловую цельность, 2 речевая связность и последовательность изложения 8 4. Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются по критериям, представленным в таблице 6. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в приложении 1. Таблица 6 № Критерии оценки грамотности и фактической точности Баллы речи экзаменуемого ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более 2 1 ошибки Допущено 2–3 ошибки 1 Допущено 4 и более ошибок 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 2 ошибок Допущено 3–4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0 ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 2 Допущено 2 ошибки 1 Допущено 3 и более ошибок 0 ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 Допущено 3–4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0 ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в 2 понимании и употреблении терминов нет Допущена 1 ошибка в изложении материала или в 1 употреблении терминов Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в 0 употреблении терминов Максимальное количество баллов за сочинение или изложение 10 по критериям ФК1, ГК1–ГК4 9 Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку В Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Порядок) определены следующие подходы к оценке экзаменационных работ в форме ГВЭ-9.  Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами: «По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки предметными комиссиями, которые после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.» (п. 48);  «Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания». (п. 52)  «Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам набрал минимальное количество баллов, определенное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением. (п. 60) В дополнение к перечисленным выше требованиям Порядка определенны следующие подходы к оценке экзаменационных работ по русскому языку. Экзаменационная работа оценивается путем сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания. Сочинение на литературную тему оценивается по следующим критериям:  Критерии оценки содержания сочинения на литературную тему (таблица 1) – 7 первичных баллов;  Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6) – 10 первичных баллов. 10 Сочинение на свободную тему оценивается путем сложения баллов:  Критерии оценки содержания сочинения на свободную тему (таблица 2) – 7 первичных баллов;  Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6) – 10 первичных баллов. Максимальный первичный балл за написание сочинения составляет 17 баллов. Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям:  Критерии оценки сжатого изложения (таблица 3) – 2 первичных балла;  Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению (сочинение) (таблица 4) – 3 первичных балла;  Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложение и творческое задание) (таблица 5) – 2 первичных балла;  Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6) – 10 первичных баллов (оценивается весь написанный экзаменуемым текст: сжатое изложение и сочинение). Максимальный первичный балл за написание сжатого изложения и творческого задания (сочинения) составляет 17 баллов. Существенным расхождением в баллах, экспертами, является расхождение в 8 баллов. выставленных двумя Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания ГВЭ-9 по русскому языку (сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, написание изложения с творческим заданием) в пятибалльную систему оценивания: Отметка по пятибалльной «2» «3» «4» «5» системе оценивания 0– 5 6–11 12–15 16–17 Первичный балл Результаты государственной итоговой аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выпускного экзамена по русскому языку получил отметку не ниже удовлетворительной («три»). Ниже приведены образцы экзаменационных материалов для ГВЭ-9 по русскому языку в 2013-2014 учебном году. 11

Подготовка обучающихся в 9 классе к ГВЭ по русскому языку.

Изложение с творческим заданием по фрагменту рассказа А. Василевич

«Партизанка Книга»

ГВЭ 9 Сборник тренировочных материалов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2016 г. 38

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко,

точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью

поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда

она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто

умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга из

всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза

и толстая, до колен, тёмная коса.

Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда

необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно до

того времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег

её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашную

партизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своей

боевой подруге последний ломоть хлеба...

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого

задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря

оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все

партизанские тропки.

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня

тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными

ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать

местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё.

Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст –

и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки

самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось

на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно

опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла

голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга

осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка.

Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь,

на Большую землю.

(По А.В. Василевич) (344 слова)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту

рассказа А.В. Василевич «Партизанка Книга».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие примеры дружбы

человека с животными Вам запомнились?

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

    Прочитайте исходный текст.

    Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).

    Подчеркните ключевые слова и предложения.

    Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.

    Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

    Используя различные способы сжатия, сократите текст.

    Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, последовательность и точность передачи информации каждой из них.

    Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.

    Напишите сжатое изложение.

План к изложению

1

Как звали лошадь? Почему?

Книга, пятнышко, как раскрытая книга

Кем стала лошадь во время войны?

Боевой партизанкой

Кого выделила Книга из партизанского отряда?

Связную Таню

Как лошадь и Таня относились к друг другу?

Выносила из-под пуль, отдавала последний ломоть хлеба

Что случилось, когда партизанка возвращалась с задания?

Обломки самолета, советский летчик, без сознания

Как Тане удалось усадить летчика на спину лошади?

Как Книга помогала ей?

Опустилась на землю, повернулась спиной, приподняла голову, подождала, осторожно встала

Куда отправили летчика из партизанского отряда?

Лечение, госпиталь, Большая земля

Изложение

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у нее было пятнышко, как раскрытая книга. Во время войны она стала боевой партизанкой. Была она лошадью умной, но и характер имела. Из всего партизанского отряда выделила Книга связную Таню. Дружили они искренне. Книга много раз выносила партизанку из-под пуль, а Таня часто отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба.

Однажды связная возвращалась верхом на своей лошади с боевого задания. Вдруг Книга застыла на месте. Таня решила разведать местность, лошадь - за ней. На полянке в лесу дымились обломки самолета, а среди них лежал советский летчик. Он был без сознания. Таня подозвала Книгу. Лошадь послушно делала все, что ей приказывала хозяйка: опустилась на землю, повернулась спиной к летчику, приподняла голову, чтобы можно было привязать к ее шее руки летчика. Потом Книга подождала, пока на нее сядет девушка и осторожно встала на ноги. Все вместе они двинулись в путь.

Из партизанского отряда летчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.

157 слов

Сочинение

Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?

План

1.Тезис (утверждение можно сформулировать, опираясь на вопрос)

2.Аргументы (доказательства своего утверждения с опорой на текст и жизненный опыт или примеры из литературы, фильмов, телепередач и т.д.)

3.Заключение (Вывод, связанный с темой сочинения и аргументами)

Человек и животные – дети одной природы-матери, а в природе все взаимосвязано. Поэтому в жизни можно встретить немало примеров дружбы человека с животными.

Об одной из таких историй рассказал писатель А.Василевич. Речь идет о дружбе девушки – партизанки с лошадью по кличке Книга. Их связывала настоящая дружба. Не раз лошадь спасала Таню, вынося из боя. Но и Таня относилась к Книге, как к настоящей подруге, делясь с ней последним куском хлеба.

О дружбе человека с животными написано много произведений. Вспомним рассказ И.С.Тургенева «Муму». Глухонемой от рождения, Герасим не имел семьи и детей. Но он

так заботился о собачке, как иная мать не заботится о ребенке. Для него единственной радостью было общение с Муму. И она тоже привязалась к Герасиму, чувствуя его любовь и доброту. К сожалению, история их дружбы заканчивается трагически. Герасим пережил страшные минуты расставания со своей любимицей, и это стало последней каплей его терпения. Потеряв Муму, он больше не захотел жить в доме барыни.

Я думаю, правильно животных называют нашими братьями меньшими. Люди должны относиться к ним по-братски, и животные ответят любовью и преданностью.

Приложения

Памятка №1

Приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

Приём первый - исключение:

Слов;

Словосочетаний;

Повторов;

Цитат;

Одного или нескольких синонимов;

Уточняющих и поясняющих конструкций;

Фрагментов предложений;

Целых предложений.

Приём второй - обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

Замена простых предложений сложными.

Приём третий - упрощение:

Слияние нескольких предложений в одно;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена СПП простым;

Замена прямой речи косвенной;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением .

Как писать сжатое изложение

Памятка №2

1. Прочтите текст.

2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

а) выясните лексическое значение непонятных слов;

б) определите тему текста (о чем текст?).

в) сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3. Определите стиль текста (разговорный, научный, публицистический, научно-публицистический) и тип речи (повествование, описание, рассуждение). Вспомните особенности построения текста:

а) повествование - завязка, развитие действия, кульминация, спад и развязка действия;

б) описание - предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в) рассуждение - тезис, аргументы, вывод.

4. Составьте план текста, выделяя микротемы (абзацы) каждой части и озаглавливая их (памятка 2).

5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

6. Прочтитете текст во второй раз.

7. Определите способы сокращения текста (памятка 1. )

8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст (учитывайте смысловые связи между частями текста: временные, пространственные и др.).

9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

11. Объём изложения - не менее 70 слов.

12. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения. (Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком).

13. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

14. Перепишите текст, внимательно проверьте его (3 раза).

Подготовка к ГВЭ

Важной составляющей по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку является работа по формированию навыков написания подробного изложения и применении приёмов компрессии подробно записанного текста. В течение нескольких лет (с 5-го по 9-й классы) учащиеся работают на уроках развития речи с этой формой творческого задания. Выпускники на конец обучения в 9-ом классе должны уметь писать подробное изложение с голоса чтеца и применять приёмы сжатия текста. Сжатое изложение требует от ученика навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, то есть применения для компрессии текста нескольких приёмов (исключение, обобщение,упрощение). Излагая текст сжато, выпускники при этом проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Допускается соавторский текст, не искажается при этом идейное содержание сжатого текста.

Так при работе над компрессией текста на уроках использовалась адаптивная технология (подбирались оптимальные условия обучения каждого: работа в группе, в парах), когда каждая группа получала задание применить в данной части (микротеме) текста тот или иной приём сжатия. Затем уже сжатый текст собирался воедино, анализировались идеи полученных микротем текста, сопоставлялся объём исходного текста и полученный объём сжатого текста, выявлялись неточности, ошибки в компрессии текста. Учащиеся записывали полученный сжатый текст, на полях помечали приёмы сжатия, используемые в каждой части текста. Таким образом, ученик достигал необходимого уровня использования приёмов компрессии заданного текста, используя один или несколько приёмов сжатия.

Творческая работа к изложению, согласно « Методическому письму», в этом году была усложнена не только объёмом (не менее 200 слов), но и структурой написания сочинения – рассуждения на поставленный по тексту изложения проблемный вопрос. Поэтому большое внимание первоначально уделялось развитию умения учащихся определять проблему текста, которую автор раскрывает перед читателем. Девятиклассники, устно работая над предложенным для анализа текстом, давали структурный анализ (определение темы, идеи, типа речи, стиля речи, микротем в тексте) , учились при этом выявлять проблему в тексте (легче было это сделать на примере текста публицистического стиля, труднее - на примере текста стиля художественной литературы). Для такой аналитической работы я брала тексты известных публицистов, предлагаемые ФИПИ в сборниках по подготовке к « ГИА – 2013 » и « ГИА – 2014 » (по Д.С.Лихачёву « Время меняет людей», « Грубость в языке…», « Мы часто говорим друг другу…»; по С.Л.Львову «Человек совершил проступок…» и др.), на примерах которых при анализе учащимися выявлялись проблемы, поставленные перед читателем каждым из публицистов данных статей, определялась авторская позиция, подбирались примеры в качестве аргументов из жизни самих учеников или из произведений художественной литературы. Так девятиклассники, работая устно, готовились к написанию сочинения - рассуждения по тексту публицистического стиля речи. Практическая работа по написанию сжатого изложения и творческой работы к нему проводилась и по тексту стиля художественной литературы (на примере отрывка из рассказа В.П.Аксёнова «Липкие булочки»). Учащиеся написали подробное изложение (с голоса чтеца), сжали текст, применив приёмы компрессии. Отвечая на поставленный по тексту изложения вопрос «Почему герой рассказа стал отстаивать свой завтрак?», учащиеся написали сочинение - рассуждение, раскрывая при этом проблему воспитания подростков в военное время, комментируя авторскую позицию и своё отношение по выявленной проблеме, а также привели один из аргументов (из художественной литературы или из личного жизненного опыта), сочинение закончили написанием вывода – заключения. Для написания такого сочинения учащимся предоставлялась возможность сначала исследовать текст, вернувшись к записанному подробно изложению, на предмет проблематики, показывая основную проблему текста в форме вопроса по одной из главных проблем (такую проблему ставит перед читателями автор текста, заставляя задуматься над…). Учащиеся использовали «Памятку - план композиционного построения сочинения», в которой отражены следующие пункты:

1) вступление-тезис в виде записанного проблемного вопроса (проблема - это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления);

4)личный комментарий автора сочинения о позиции автора по выявленной проблеме (автор справедливо осуждает…); (свою позицию пишущий сочинение выражает согласием или несогласием с авторской точкой зрения);

5) аргумент и комментарий к нему (так и в моей жизни произошёл подобный случай…); (это доказательство своей точки зрения в справедливости обсуждаемой в сочинении проблемы, для этого можно, рассуждая, привести пример из художественной литературы или из жизненного опыта);

6) вывод-заключение (итак, рассуждая о проблеме …, мне хочется сказать…); (заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной перед читателями автором исходного текста) .

Пользуясь такой «Памяткой», учащиеся сначала написали общее для всех сочинение - образец, создавая и комментируя вслух каждую часть этой творческой работы. Так было записано образцовое сочинение - рассуждение, в котором прослеживалась последовательно, логично выстроенная композиционная линия рассуждения. Учащиеся при написании работы использовали фразы – клише (так и в моей жизни произошло…; чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор показывает…; таким образом, можно сделать вывод…) . Девятиклассники обучались умению создавать текст публицистического стиля речи, показывая и проблематику текста изложения, и позицию автора, давая при этом личностную оценку описанию происходящего в тексте, и заканчивая своё рассуждение выводом по проанализированной в сочинении проблеме. Многократное написание такой объёмной работы (изложение с творческим заданием) готовит девятиклассников к выбору и такой формы экзаменационной работы по русскому языку.

В помощь учащимся мною был собран справочный материал по подготовке к ГВЭ-9 в специальной папке, которая называется «Сборник справочных материалов», в котором объединён весь необходимый при подготовке к обязательному экзамену по русскому языку комплект деловых бумаг: «Памятки», «Клише», «Объяснения использования приёмов сжатия текста», «Образцы работ», «Характеристики стилей речи», «Применение функциональных характеристик языковых средств выразительности», « Алгоритм выполнения работы над ошибками», «Виды грамматических разборов», «Схемы всех видов разборов», «Классификация ошибок в сочинении и в изложении». Такой « Сборник» с необходимыми на уроках русского языка и литературы материалами во время проведения практических заданий есть на парте каждого ученика, это хорошее подспорье в проведении уроков-практикумов и уроков по развитию речи.

Современный ученик, готовясь к выпускному экзамену и имея запас необходимых образовательных компетенций, в большей степени творчески освобождён от навязанных когда-то догм строгого и беспрекословного выполнения того или иного вида работы на итоговой аттестации по окончании школы. У экзаменующегося раскрепощено мышление, проявляется его личность при осознанном (с учётом объёма собственных компетенций) выборе той или иной формы творческой работы. Ученик коррекционной школы с ограниченными возможностями (по здоровью), благодаря многократному написанию в классе творческих работ в разных формах, не будет на экзамене испытывать психологический дискомфорт, проявит уверенность и осознанность при выборе формы сочинения, уже отработанной на практических уроках русского языка, и сможет выполнить выбранное экзаменационное творческое задание.

Приобретённые практические навыки, активизация творческих способностей учеников – путь обучения, который в конечном итоге и ведёт к развитию культуры письменной речи. Основная цель учебного предмета «Русский язык», используя практическую работу по развитию речи на уроках,- научить в литературном слове передавать свои мысли, чувства, настроение, сопереживание, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом и состоит большая роль комплекса творческих работ, предлагаемых на итоговой аттестации. Роль учителя словесника и состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к написанию различных форм творческих работ, учитывая при этом индивидуальные особенности, подбирая необходимые для обучения педагогические технологии, позволяющие ученику уверенно чувствовать себя на Государственном экзамене.

Загрузка...